Структура государственного управления в Великобритании

Цели и задачи

Целью данной работы является сущность структуры государственного управления в Великобритании.

Введение и актуальность


Более тридцати лет в Соединенном Королевстве идет перечень интенсивных реформ касающихся местного самоуправления и политико-административного деления, которые направлены на определение оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, а также степени демократизации и рационализма в системе управления. При этом с учетом традиционного доминирования Лейбористской партии в местных органах консерваторы намерены сократить число звеньев политико-административного деления, а лейбористы, напротив, поставили за собой цель — увеличить.
В результате реформы начала семидесятых годов XX века была введена новая система политико-административного деления, заменившая прежнюю, существовавшую со времен средневековья.
В соответствии с Актом о местном управлении датированным 1972 годом, территория Англии и Уэльса была поделена на 53 графства: 45 — в Англии и восемь в Уэльсе. Особый статус получили шесть из 45 графств Англии — так называемые столичные графства, то есть городские агломерации с центрами в наиболее крупных городах. Это Большой Манчестер, Мерсисайд, Южный Йоркшир, Западный Мидлэнд, Западный Йоркшир, Тайн и Уэйр. Специфика их статуса заключается в том, что изначально их органам принадлежал значительно меньший объем полномочий, чем в остальных графствах, именуемых неметрополитенскими. Наконец, в особую единицу, не входящую в системы графств, выделена столица — Большой Лондон, которая делится на 32 городских района и Сити — деловой центр города. Графства, в свою очередь, были поделены на административные округа: 296 — в Англии и 37 — в Уэльсе.
В Шотландии в соответствии с Актом о местном управлении 1973 года (для Шотландии) в 1975 года было образовано 9 регионов, в составе которых создано 53 административных округа, а также 3 островных территории, статус которых был равен к статусу округов Северная Ирландия разделяется на шесть графств, а они, в свою очередь, на 26 округов.
В качестве низовой политико-территориальной единицы в сельской местности и небольших городах были сохранены приходы. Всего их насчитывается порядка 11 тысяч. Приход охватывает один маленький населенный пункт либо группу мелких поселений.
В 1992 году госсекретарем по вопросам охраны окружающей среды была создана Комиссия по вопросам местного управления, которая состоит из 13 человек, которая включает в себя членов местных представительных органов различного уровня, работников из их аппарата, а также бизнесменов и ученых, главной задачей, которой стала разработка рекомендаций о необходимости пересмотра системы политико-административного деления и местного самоуправления в Англии, Уэльсе и Шотландии с целью уменьшения бюрократизации местного самоуправления и устранения дублирования функций его органов различных уровней.
К концу 1993 году Комиссия подготовила доклад, где были предложены рекомендации сократить число звеньев политико-административного деления в Уэльсе и Шотландии. В Англии же было предложено применить смешанную систему политико-административного устройства, сохраняя в ряде графств существующее число звеньев, а в других сократив его.
Основываясь на выводах комиссии в 1994 году, приняли ряд Актов относящихся к местному управлению для Шотландии и для Уэльса. В Шотландии взамен прежних регионов и округов было образовано 32 территориальные единицы местного управления, включая три островные единицы местного управления. Общины остались не тронутыми реформой.
Новое политико-административное деление Уэльса включает в свой состав 11 графств и 11 городов-графств. Как это и было ранее, в сельской местности графства делятся на общины.
Существовавшие прежде 8 графств в несколько измененных границах сохранены лишь для строго определенных законом целей.[5]
II СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
2.1 Административно-территориальное устройство Великобритании
Согласно введенному в Великобритании в середине семидесятых годов XX века новому административно-территориальному делению, на территории Англии и Уэльса были сформированы 53 графства, а внутри этих графств было 369 округов, из которых в особую категорию выделены шесть наиболее густонаселенных графств, которые в свою очередь получили название "графств-метрополий".
В отдельную административно-территориальную единицу выделен Большой Лондон, который в свою очередь разделен на 32 внутригородских района. Лондонский Сити — исторический и деловой центр города – управляется особой корпорацией Сити.
Графство (перед указанием города) обязательно указывают в почтовом адресе одной либо двумя буквами — сокращенно. Список этих сокращений есть на любой почте.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из 2 административно-политических частей (которые являлись историческими провинциями):
Великобритании:
Англия (9 регионов, 6 метрополитенских графств, 28 неметрополитенских графств, 55 унитарных единиц, Большой Лондон и острова Силли);
Уэльс (9 графств, 3 города, и 10 городов-графств);
Шотландия (32 области);
Северная Ирландия (6 графств, 26 районов).

Заключение и вывод


Великобритания является страной, которая не имеет своей официальной конституции, здесь работает так называемая «неписаная» британской конституция.
На сегодняшний день английские юристы и эксперты в области политологи называют ее «неформализованной» и «некодифицированной», утверждая, что сегодня государственные институты Великобритании берут за основу своей деятельности преимущественно на законы-статуты конституционного свойства, значение которых постоянно возрастает.
В действительности, указанные нормы не входят в Основной закон (который можно было бы обозначить как Конституцию), а сосредоточены по множественным парламентским актам. Как бы то ни было, и сейчас в регулировании взаимоотношений между государственными институтами Англии важную роль играют конституционные соглашения.
Помимо различных статутов и соглашений, источниками государственного права в Великобритании считаются соответствующие судебные решения, а также труды известных юристов, которые смогли разъяснить с научной точки зрения сущность «конституции» Великобритании.
В современной Великобритании зачастую раздаются голоса в пользу формулировании формальной конституции, но если в остальных сферах права систематизация законов идет с относительным успехом, то в государственном праве позиции традиционалистов являются особенно сильными. Однако и они постепенно уступают требованиям времени. Так, в октябре 2000 года в законодательство была инкорпорирована Европейская конвенция по правам человека. Граждане Великобритании получили свой современный «Билль о правах». Великобритания являет собой тот классический пример парламентского государства, где правительство формируется парламентским большинством.
В XIX веке Дайси создал политико-юридическую доктрину парламентского верховенства. Согласно этой доктрине парламент может издать либо отменить любой закон, не существует лица либо учреждения, которые могли бы преступить его акты.
Доктрина парламентского верховенства представляет собой один из аргументов направленный против создания конституции, которая бы носила формальный характер. Великобритании не свойственно иерархическое деление законов согласно их важности, тогда когда самые существенные из них имеют определенную «жесткость», в частности их принятие и дальнейшие изменения обставлены дополнительными процессуальными условиями.
С точки же зрения юристов Великобритании, данная практика просто нарушала бы суверенные права парламента и противоречила бы принципу верховенства парламента. Исходя из этого, формально все законы являются равными по своей юридической силе. Принцип парламентского верховенства обуславливает отсутствие в Соединенном королевстве системы конституционного контроля.
Великобритания — пример современной монархии Монархический строй не является редкостью в Европе начала XXI века. Но, в том случае, если в других странах полномочия монарха ограничиваются законодательным путем, то в Великобритании, как было сказано, на сегодняшний день монарх пусть и формально, но обладает довольно широкими правами, которые ограничиваются не столько законами, сколько конституционными соглашениями. Прерогативы короны постепенно выходили из употребления, однако их можно было прямо отменить лишь в том случае, если король пытался сохранить их за собой.
Рядом особенностей обладает и территориально-политическое устройство Великобритании. Ядро государства представляет собой англосаксонское по этнической принадлежности большинства жителей Английское королевство, завоевавшее в конце XII века населенный кельтами Уэльс.[11]

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ