«Эмоционально-личностное общение,как ведущая деятельность ребенка первого года жизни»

Цели и задачи

Цель курсовой работы – изучить особенности эмоционально – личностного общения ребенка в младенческом возрасте и разработать рекомендации по улучшению общения ребенка со взрослыми.

Введение и актуальность


Период от 9 до 12 месяцев. Эмоции становятся все более разнообразными и возникают по разным поводам. Усложняется проявление отрицательных эмоций. В этот период появляется новые средства общения предметно – действенные. Ребенок использует их для привлечения к общению партнера. Ребенок начинает понимать ситуацию, в которой он находится, привлекает внимание к себе различными способами, старается удержать его на себе. Это могут быть воспроизведение каких-либо внешних звуков с помощью действия, громкого крика, улыбки, плача и т.д.
Наиболее распространенными средствами эмоционально-личностного общения в этот период являются указательные жесты, протягивание, вкладывание в руки взрослого, локомоции и позы, выражающие готовность ребенка к какому-либо виду деятельности. Ребенок протягивает руки к взрослому для того, чтобы его взяли на руки, имитирует какое-либо действия для приглашения взрослого в игру, либо указывая на какой-либо предмет для дальнейшего удовлетворения своих потребностей [2].
Происходит усложнение взаимопониманий в коммуникации между детьми. Ребенок 9-10 месяцев проявляет интерес к деятельности окружающих детей, привлекает внимание к себе доступными средствами: повизгиванием, улыбками, выкрикиванием, киданием или отбиранием игрушек и др. Возникают первые совместные игровые действия. Ребенок учится выполнять действия с помощью инструкции взрослого. Действие направлено на результат: вложить, закрыть, открыть, надеть и т.д.. Радуется полученному результату. Действия становятся устойчивыми, наблюдается подражание взрослому в сюжетных действиях. Ребенок по просьбе взрослого при виде игрушки может воспроизводить то, чему его научили: катать машину, баюкать куклу и т.п., происходит формирование предпосылок игры [7].
концу первого года жизни ребенка появляется лепет, Т.Н. Ушакова указывает на появление в этом возрасте «младенческого разговора-пения». Малыш производит более или менее длительные вокализации различной аффективной окраски, как бы повествуя нечто.

Заключение и вывод


Общение – это одно из важнейших факторов психического развития ребенка на всех этапах его развития и стоит отметить, что только со взрослыми людьми это будет проходить более эффективно.
На данный момент многие психологи интересуются проблемами развития детей. Первые годы жизни считаются самыми интенсивными в полноценном развитии ребенка. На данном этапе закладывается физическое, психическое, нравственное здоровье. Как пройдет и в каких условиях это будет проходить-будет зависеть будущее ребенка.
В период младенчества взрослым необходимо вовремя создавать нужные условия для формирования тех или качеств. В разные периоды детства появляются повышенные возможности в полноценном становлении психики, а потом могут и ослабить. То есть, в каждый период детства характеризуется определенными достоинствами и недостатками.
Все дети нуждаются во взрослых в силу их опыта. Эмоционально-личностное общение на данном этапе носит положительный характер и поэтому у ребенка образовывается положительный тонус, что и служит показателем физического и психического здоровья.
Овладение эмоционально-личностными навыками детьми начинается с момента рождения, так как именно в период младенчества ребенок впервые входит в социальный мир отношений.
Развитие эмоционально-личностных навыков в раннем возрасте формируется совместно с процессом овладения невербальными и вербальными компонентами речи, в различных видах деятельности являющимися ведущими на определенном возрастном этапе развития ребенка, т.е. в эмоциональном общении, предметно-практической деятельности и игре.
Основой формирования эмоционально-личностных навыков является совместная деятельность с ребенком. Общение со взрослым приводит к обогащению средств общения, которые становятся понятными обеим сторонам в процессе взаимодействия. Коммуникация со сверстником также является положительным опытом для детей, так как ребенок не чувствует в этом общении завышенных требований к себе и общается на равных, испытывая при этом побуждающее чувство к общению.
Общественная ситуация единой жизни малыша с мамой приводит к зарождению нового вида работы – непосредственного чувственного общения малыша и мамы. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфика этой работы состоит в том, что предмет этой работы – другой человек. Так как предмет работы – другой человек, то эта работа и есть общение. Весомо не то, как поступают люди друг с другом, акцентировал внимание Д. Б. Эльконин, а то, что предметом работы становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте слишком ясно выражено. Со стороны взрослого младенец становится предметом деятельности. Со стороны малыша можно увидеть зарождение первых форм воздействия на взрослого. Так, довольно быстро голосовые реакции малыша приобретают характер чувственно интенсивного призыва, хныкание преобразуется в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока данное только исключительно эмоционально-выразительные реакции

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ