Экзистенциалистская философия бунта в повести А. Камю «Посторонний». | Пример курсовой работы

Экзистенциалистская философия бунта в повести А. Камю «Посторонний».

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении основных проблем и мотивов в повести Альбера Камю «Посторонний».

По мнению философа, бунт необходим каждому человеку, чтобы жить. Он служит «средством предотвращения упадка общества» [14]. Именно бунт объединяет людей. Его итогом становится новый бунт. Помимо простого бунта, существует «метафизический бунт, представляющий собой “восстание человека против всего мироздания”. Такой бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели людей и вселенной» [14]. Из метафизического бунта вытекает революция. «Пределом метафизического бунта является, по Камю, метафизическая революция, в ходе которой во главе мира становятся великие инквизиторы. Идея о возможности появления великого инквизитора была позаимствована А. Камю из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”. Великие инквизиторы устанавливают на земле царство небесное» [14], которое становится воплощением всеобщего счастья.

§2. Отражение философских взглядов писателя в его произведениях
Философские взгляды Альбера Камю нашли отражение и в его художественных произведениях. Лучшие из них были созданы в 1940-е годы. В 1945 году Камю написал свою самую известную пьесу «Калигула», посвященную одному из самых жестоких и безумных диктаторов в истории Древнего Рима. Многие исследователи были склонны отождествлять Калигулу с современными фашистскими диктаторами. На самом деле, образ Калигулы у Камю гораздо глубже и человечнее. Для драматурга он, прежде всего, бунтарь, подобный Сизифу. В предисловии к американскому изданию своих пьес Камю писал, что «Калигула» – это «история верховного самоубийства» [10].
В начале пьесы Калигула очень молод, к тому же, он мягок и добр. Его мечта – достать Луну с неба и сделать всех людей счастливыми. Но умирает его любимая женщина, и молодой император понимает, что люди страдают и умирают, сделать всех счастливыми так же невозможно, как невозможно достать с неба Луну. Тогда Калигула и становится бунтарем, протестующим против несправедливости мироздания. Но его бунт оборачивается жестокостью и кровопролитием.
Осознав, что жестокость не несет в себе ни свободы, ни забвения, Калигула, зная о готовящемся против него заговоре, добровольно идет навстречу собственной гибели. Позднее Камю так прокомментировал судьбу своего героя: «Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя» [10].
«Калигула» Альбера Камю имеет богатую сценическую историю. Первым исполнителем роли Калигулы во Франции стал 23-летний Жерар Филип, вскоре признанный самым красивым и талантливым актером страны. В России Калигулу играли Олег Меньшиков (1990, Театр имени Моссовета), Константин Хабенский (1998, Театр имени Ленсовета), Даниил Страхов (2002, Театр на Малой Бронной), Евгений Миронов (2011, Театр наций).
Крупнейшим прозаическим произведением Камю стала «Чума» (1947). Это роман-хроника об угрожающей всем людям болезни. Образ чумы аллегоричен, в нем легко узнается заполонившая Европу «коричневая чума» – фашизм. Однако чума – это и мировое зло, неотделимое от человеческого бытия. Главной проблемой романа является возможность сопротивления «чуме», охватившей алжирский город Оран. Герой романа – доктор Бернар Риэ – не хочет смиряться с распространением болезни, он ни минуты не сомневается в необходимости выполнять свой врачебный долг, несмотря на то, что это может стоить ему жизни. Риэ – не только врач, но и философ, а потому он стремится лечить не только тела, но и души человеческие, понимая, что залог победы – лишь в объединении людей.
Один из персонажей романа – журналист Рамбер, случайно оказавшийся в зачумленном городе. Сначала он пытается бежать, вырваться на свободу. Таково стремление многих героев произведений экзистенциалистов. Но потом Рамбер отказывается от своего замысла, не желая «быть счастливым одному».
Глубоко символичен финал романа: чума отступила. Счастливые люди празднуют освобождение от страшной болезни. Лишь доктор Риэ, в образе которого проглядывают черты Сизифа, осознает, что торжество недолговечно. Можно победить конкретное зло в отдельно взятом городе, но победить Зло, царящее в мире, выше человеческих сил: «… вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, Риэ вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, – что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города» [8, с.296].

В результате данной работы проведён анализ повести Альбера Камю «Посторонний». На основе теоретических исследований проанализированы центральные образы повести: главный герой – живущий в Алжире 30-летний француз Мерсо – не желает подчиняться правилам, навязанным ему обществом, и оказывается в нем «посторонним».
Одним из самых важных в повести является образ Солнца. Оно воспринимается здесь как жестокое языческое божество. Поскольку Мерсо значительно ближе к языческому, нежели к христианскому миру, Солнце постоянно сопутствует ему и, в конечном итоге, становится причиной его преступления и гибели.
В работе дана теоретическая основа для анализа произведений Альбера Камю, подробно разобраны философская основа и образная система повести «Посторонний» и её языковое воплощение, стилистические приёмы, используемые автором для создания образов. Рассмотрены основные образы и проблемы, поставленные в повести.
Становится ясно, что система образов в «Постороннем» неразрывно связана с философией экзистенциализма. На протяжении своего жизненного и творческого пути Альбер Камю размышлял об абсурдности человеческого существования, всевластии смерти, одиночества человека в окружающем его мире. Его философские и эстетические взгляды наиболее полно отразились в эссе «Миф о Сизифе». Историю развития идеи бунта Камю исследует на страницах эссе «Бунтующий человек».
.Лучшие из художественных произведений Камю были созданы в 1940-е годы. В 1945 году Камю написал свою самую известную пьесу «Калигула». Жестокий и безумный римский диктатор предстал в ней бунтарем, подобным Сизифу. Крупнейшим прозаическим произведением писателя стал роман «Чума» об угрожающей всем людям болезни. Образ чумы аллегоричен, в нем легко узнается заполонившая Европу «коричневая чума» – фашизм. Однако чума – это и мировое зло, неотделимое от человеческого бытия.
Смысл рассмотренной нами повести «Посторонний» заключен в утверждении нового мировоззрения, в основе которого лежит идея оставленности человека Богом, равнодушия окружающего мира и доминирующей роли случайности в его жизни. Взгляды, выраженные Камю в «Постороннем», во многом сформировались под влиянием философии Фридриха Ницше, заявившего о «смерти Бога». Идеи прометеевского бунта и героического самоопределения личности были подхвачены экзистенциалистами.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении основных проблем и мотивов в повести Альбера Камю «Посторонний».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!