Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования
Содержание
Введение
1. Теоретические основы торговли
1.1 Понятие и сущность торговли
1.2 Функции торговли
1.3 Виды торговли
1.4 Организационные формы торговли
2. Правовое регулирование торговой деятельности
2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления
2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования
3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь
3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 года
3.2 Перспективы развития торговли
3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
торговля государственный регулирование беларусь
Введение
Тема данной курсовой работы «Торговля в Республике Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования» очень актуальна на сегодняшний день, так как торговля в Республике Беларусь занимает весомую часть в экономике страны: она участвует в формировании ВВП на 11,1%. Хотя наше государство не такое большое по сравнению с другими странами Европы, различные показатели в торговле повышаются, а, следовательно, улучшается и состояние отрасли. Рост показателей торговли свидетельствует о ее развитии.
Целью данной курсовой работы является изучение общего понятия торговли как экономической категории, её виды и формы, а также современное состояние торговли в Республике Беларусь и перспективы развития.
Для изучения данной цели были поставлены следующие задачи:
· дать понятие торговли в различных аспектах
· изучить правовое регулирование торговой деятельности
· исследовать современное состояние торговли в Республике Беларусь и тенденции ее развития
Для достижения поставленных задач была использована литература таких авторов, как Валевич Р.П., Максименко Н.В.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. Теоретические основы торговли
1.1 Понятие и сущность торговли
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли-продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно-денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства.
Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса. Ей присущи, все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним — обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации.
Торговля как вид предпринимательской деятельности рассматривается в Законе Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003. В статье 2 данного Закона торговля определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению услуг, связанных с продажей товаров. При этом товарами считаются предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи. Как вид предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером обращения товаров народного потребления. Обособление выражается в создании материально-технической базы (магазины, мелкорозничная сеть, кафе, бары, рестораны, склады, хранилища, комплексы торгового оборудования) и авансировании оборотных средств для закупки товаров и других товароматериальных ценностей.
Однородность торговли заключается в однородности получаемого ею конечного результата, охватывающего реализацию товаров народного потребления и удовлетворение потребности в этих товарах.
Торговля обладает также способностью к адаптации , т.е. стремлением к такому, изменению условий внутренней и внешней среды, которое противодействовало бы снижению эффективности функционирования данной системы. При этом торговля как отраслевая адаптивная система вписывается в более общую систему (экономику в целом), в которой действуют другие отраслевые системы, и ее развитие должно согласовываться с их деятельностью. В процессе доведения товаров от производства до потребления торговля изучает спрос населения, составляет заказы промышленности на производство товаров народного потребления, способствует укреплению связей между отдельными отраслями экономики.
Целевые функции торговли и всей экономики совпадают. В то же время торговля, являясь обособленной отраслевой системой, выполняет специфическую роль в общественном воспроизводстве.
В современных условиях торговля осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях конкуренции.
1.2 Функции торговли
Двойственный характер товара обусловливает раздвоение и функций торговли.
Как экономическая категория торговля выполняет следующие функции:
· обеспечивает реализацию стоимости товаров и возмещение на этой основе затрат труда на их производство. Предприятие получает прибыль лишь после реализации товара, когда товарная форма стоимости меняется на денежную;
· способствует удовлетворению потребностей населения в разнообразных товарах путем реализации последних как потребительных стоимостей;
· содействует обеспечению воспроизводства рабочей силы. Торговля завершает процесс движения товара, цель которого — удовлетворение потребностей человека, необходимое для его нормального функционирования как биологического и социального организма.
Товары как потребительные стоимости реализуются ради удовлетворения потребностей населения в конкретных предметах потребления.
Как вид предпринимательской деятельности торговля наделена функцией обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства: через нее произведенные товары доводятся до потребителей, осуществляется товародвижение, выполняется ряд производственных и непроизводственных функций.
К производственным функциям торговли относятся операции, связанные с завершением процесса производства и имеющие отношение к сфере обращения: упаковка, фасовка, хранение, транспортировка товаров и т.д.
К непроизводственным функциям торговли относятся изучение и формирование спроса, реклама товаров, организация учета и отчетности, проведение маркетинговых мероприятий и др.
1.3 Виды торговли
В Законе Республики Беларусь «О торговле» (2003) и Гражданском кодексе Республики Беларусь (1998) определены следующие виды торговой деятельности:
· оптовая торговля — вид торговли, осуществляемый с целью последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием;
Оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения. Она обеспечивает коммерческое посредничество по установлению хозяйственных связей между субъектами рынка (производителями и организациями розничной торговли), преобразованию производственного ассортимента товаров в торговый, созданию запасов и товароснабжению розничной торговой сети. Ее необходимость обусловлена специализацией организаций-изготовителей на выпуске товаров узкого ассортимента, требованиями перемещения товаров из пунктов производства в пункты потребления, комплектованием торгового ассортимента, контролем качества товаров и т.п.
Торговые организации могут осуществлять оптовую торговлю через общетоварные или специализированные склады; организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.
· розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; Она осуществляется обычно через торговые объекты (магазин, павильон, палатка, киоск, лоток, торговый автомат, автолавка, автомагазин).
· общественное питание — вид торговли, включающий в себя производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без предоставления сопутствующих услуг населению; Оно осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, закусочная, буфет, бар и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие их.
· оптово-розничная торговля — торговая деятельность, осуществляемая оптовым предприятием, которое имеет большие складские площади, и предусматривающая отдельный учет по розничной и оптовой торговле;
· торгово-посредническая деятельность — деятельность предприятия, выполняющего функции посредника между производителями и конкретными продавцами;
· производственно-коммерческая деятельность, разделяемая на два подвида:
а) производственно-торговая — деятельность предприятия, в составе которого имеются фирменные магазины;
б) торгово-производственная — деятельность торгового предприятия, имеющего собственные производственные цехи.
1.4 Организационные формы торговли
Формы осуществления торговли следующие:
• комиссионная торговля — оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии;
• торговля на конкурсах — оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.
• торговля на аукционах — оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену;
• торговля по образцам — оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках;
• торговля с использованием автоматов — розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов;
• выездная торговля — оптовая, розничная торговля, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта;
• посылочная торговля — оптовая, розничная торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников;
• биржевая торговля — оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи;
• торговля на ярмарке — оптовая или розничная торговля в определенном месте и в определенное время, проводится на местном, республиканском и межгосударственном уровнях;
• электронная торговля — заказ, покупка и продажа товаров осуществляются с использованием информационных систем и сетей;
• торговля на рынке;
• иные формы, не запрещенные законодательством.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 определены Правила осуществления розничной торговли отдельными товарами и общественного питания.
2. Правовое регулирование торговой деятельности
2.1 Государственное регулирование торговли: направления и принципы осуществления
Рыночная экономика не исключает полностью государственного регулирования, под которым понимается комплексная система осуществляемых государством мер по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики в целом и бизнеса, в частности. Вмешательство государства в функционирование рыночных механизмов основывается на комплексе элементов различных теорий регулирования — кейнсианства, монетаризма и конвергенции социально-экономических систем. Данные теории хотя и разработаны для рыночной экономики, но в чистом виде не применялись. Они предполагали использование в зависимости от стадии развития общества.
Воздействие государства на сферу товарного обращения с целью сбалансирования спроса и предложения осуществляется в следующих направлениях:
· управление налоговой и денежно-кредитной политикой;
* регулирование цен и тарифов на отдельные социально значимые товары и услуги;
введение квот, лицензий, стандартов и технических условий к качеству товаров и услуг;
установление социальных, гуманитарных и экологических норм;
определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, представляемой в государственные органы;
разработка системы программ и мероприятий для достижения определенных параметров экономики (например, программы поддержки малого бизнеса) и т.д.
В Законе Республики Беларусь » О торговле » (2003) в главе 4 содержится перечень принципов, ограничений и мероприятий по поддержке и содействию торговле, которые можно сгруппировать в три блока:
правовой (антимонопольное законодательство, правила сертификации продукции, регламент проведения государственных закупок, правила работы бирж и т.д.);
финансово-экономический (налоги, кредиты, льготы, дотации, государственные программы и др.);
социальный (уровень минимальной заработной платы, размеры пенсий, пособий, выплат и т.д.).
Государственное регулирование основывается на двух группах методов:
прямых (законодательные акты, программы, субсидии, бюджетное финансирование, государственный заказ);
косвенных (налоговая, ценовая, финансовая, кредитная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.).
Задача государственных органов — последовательно и систематически в пределах своих полномочий в области торговли проводить следующую работу:
создавать условия для эффективной деятельности субъектов торговли;
поддерживать инвестиционную деятельность, включая приобретение новой торговой техники и оборудования, проведение научных исследований и внедрение их результатов, а также новых технологических процессов;
привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на договорной основе к реализации государственных целевых программ и заказов;
обеспечивать реализацию программ демонополизации торговли;
поддерживать и развивать предпринимательство;
формировать стабилизационные фонды товаров;
содействовать приватизации объектов торговли;
способствовать освоению экономически малоэффективных торговых зон, расположенных в отдаленных местах проживания граждан, труднодоступных пунктах приложения их труда, экологически неблагоприятных районах;
создавать и развивать отраслевые и территориальные ассоциации, союзы торговых организаций;
стимулировать торговлю посредством размещения государственных заказов, субсидирования и иных экономических мер в соответствии с законодательством.
Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.
Основными полномочиями местных исполнительных и распорядительных органов в области государственного регулирования торговли являются:
разработка и реализация программ развития торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
принятие (в пределах их компетенции) нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
формирование товарных ресурсов для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли;
осуществление государственного контроля в области торговли;
применение к субъектам торговли, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь о торговле, мер ответственности в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
* иные полномочия в соответствии с законодательством.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (2002) регулирует правовые, экономические и организационные основы в области защиты прав потребителей при розничной торговле. Данный закон устанавливает права граждан на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; на получение информации о товарах и их изготовителях; на просвещение в области защиты прав потребителей; на государственную и общественную защиту интересов последних.
Правила торговли, утвержденные государственными органами, устанавливают единые требования для частных, государственных и кооперативных организаций торговли.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» утверждены нормативы обеспеченности населения торговой площадью (260 м2 на 1000 человек) и местами в общедоступной сети объектов общественного питания (не менее 15 мест на 1000 человек).
2.2 Меры для повышения эффективности политики государственного регулирования
Правительство республики ежегодно принимает решение о создании стабилизационного фонда продовольственных товаров на межсезонный период и формировании цен на продукцию растениеводства, разрабатывает порядок организации и проведения конкурсных торгов для закупки товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения государственных нужд.
Повышению эффективности политики государственного регулирования в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания должны способствовать следующие меры макроэкономического характера:
обеспечение единых подходов при осуществлении государственного регулирования торговой деятельности и деятельности товаропроизводителей;
совершенствование института собственности, других институтов рыночной инфраструктуры (в том числе рынков товарных, информационных и консультационных услуг), развитие конкуренции, разработка Программы поддержки малых и средних организаций в период трансформации торговой сети под воздействием глобализационных процессов;
содействие повышению конкурентоспособности товаров и услуг;
совершенствование национальной системы управления качеством, приближение ее к международным стандартам; отказ от системы квотирования потребительских товаров;
пересмотр критериев технического регулирования, в том числе касающихся лицензирования деятельности субъектов предпринимательства;
переход к свободному ценообразованию при соответствующем государственном контроле за ценами предприятий-монополистов и ценами на социально значимые товары;
совершенствование амортизационной политики в направлении повышения заинтересованности торговых организаций и предприятий общественного питания в приобретении нового современного оборудования и внедрения прогрессивных технологий;
оптимизация механизма налогообложения организаций торговой сферы и предприятий бытового обслуживания;
повышение уровня компетентности государственных служащих в вопросах государственного регулирования и рыночной экономики; разработка государственной политики, направленной на формирование рыночной этики и идеологии, уважения предпринимательства;
активное содействие открытию всевозможных школ торгового бизнеса, курсов повышения квалификации для высшего и среднего управленческого звена, торгово-оперативного персонала;
стимулирование пропаганды здорового образа жизни и высокого качества потребления среди населения республики, поддержка рекламы отечественных товаропроизводителей;
содействие повышению экономической и потребительской грамотности населения, совершенствование законодательной базы торговли, трансформация полномочий и функций органов государственного регулирования, защита прав индивидуальных предпринимателей и потребителей.
Реализация перечисленных мер совершенствования политики государственного регулирования будет содействовать дальнейшему развитию торговли и рыночных начал в экономике, повышению национальной экономической безопасности, эффективному вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество, улучшению качества жизни ее населения.
3. Современное состояние торговли в Республике Беларусь
3.1 Итоги работы отрасли за 2006-2010 гг.
Роль торговли и общественного питания в стране весома: отрасль формирует 11,1% в ВВП страны, занимая второе место после промышленности. В 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, до 69,7 трлн. белорусских рублей: в торговле — на 17,5%, до 66,5 трлн. белорусских рублей, в общественном питании — на 10,3%, до 3,2 трлн. белорусских рублей. За минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, до 700 тыс. человек (14,2% от всех занятых в экономике). Торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 (в прошлой пятилетке — на 161 тыс. м2). В результате обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г.
В общественном питании число мест за 2006-2010 гг. возросло на 40,9 тыс., в то время как за предыдущую пятилетку на 55,8 тыс. В результате обеспеченность общедоступными объектами питания в республике достигла 25 мест на 1 тыс. жителей. Объем бытовых услуг населению за январь-ноябрь 2010 г. увеличился на 19,2%, в 2,6 раза в сравнении с 2005 г.
Однако в Министерстве Торговли признают, что, несмотря на рост розничного товарооборота, рентабельность продаж за 11 месяцев 2010 г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 0,1 п.п., до 2,8%, причем отрицательная динамика этого показателя наблюдается уже четвертый год. Таким образом, эффективность работы отрасли не повышается. За 5 лет введен в эксплуатацию 31 крупный торговый объект вместо 44 планируемых.
Зарплата в торговле увеличилась в 2010 г. на 12,3%, до 1,358 млн. белорусских рублей при задании 1,370 млн. Электронной платежной системой пользуются лишь 8% покупателей против ожидаемых 30%. Велико число претензий потребителей к качеству товаров и услуг, уровню обслуживания, особенно на селе.
Убыточных организаций в 2010 г. насчитывается 5,5% от общего числа торговых предприятий, сумма их убытка выросла на 13,3%. Обеспеченность собственными оборотными средствами в отрасли составляет 6,1% при нормативе 10%, а почти половина торговых организаций не имеет их вообще. Одна из причин этого — социальная функция розницы и государственное регулирование цен на социально значимые товары. Другой фактор — низкая оборачиваемость товарных запасов. В 90-е годы она выросла с 35 до 36 дней, а в «нулевые» — до 40. Цена этих четырех дней — 560 млрд. белорусских рублей. Низка и все больше замедляется оборачиваемость многих продовольственных и непродовольственных товаров. Сейчас остатки верхней одежды и трикотажа могут обеспечивать бесперебойную торговлю в течение трех месяцев, обуви, косметики и чулочно-носочных изделий — двух. Это также снижает рентабельность и ведет к росту кредиторской задолженности предприятий.
В 2010 г. удельный вес импорта в объеме реализации продовольственных товаров по республике составил 16,6% против 15,9% в 2009 г. За 11 месяцев 2010 г. в страну ввезено потребительских товаров почти на 5 млрд. USD, на 21% больше, чем в январе-ноябре 2009 г. За год было продано 59,4% отечественных промышленных товаров (60,7% в 2009 г.). Минчане покупают лишь 19% отечественных стиральных машин, 16% парфюмерно-косметической продукции, 20,5% моющих средств. В то же время из предложенных Министерством Торговли производителям 312 наименований импортозамещающих товаров в 2010 г. освоено лишь 57, что составляет 5% от объема товаров, по-прежнему завозимых из-за рубежа. Объем продаж отечественной продукции в 2010 году рос благодаря Указу от 6.07.2009 № 371 «О льготном потребительском кредитовании».
За 9 месяцев 2010 г. в развитие торговли было направлено 1 трлн. белорусских рублей, на 36% больше, чем год назад, в основном собственных или кредитных средств. Сейчас финансовые возможности капитальных вложений у большинства организаций исчерпаны. При этом за 9 месяцев 2010 г. отрасль привлекла 48,2 млн. USD ПИИ.
Розничный товарооборота в январе-феврале 2011 года
За январь-февраль 2011 года объем розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 11758,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 21,5% (январь-февраль 2010 г. — на 11,1%).
Розничный товарооборот торговли через все каналы за январь-февраль 2011 г. составил 11173,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с январем-февралем 2010 г. в сопоставимых ценах на 22%.
Снизился в целом по республике на 2,3 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, удельный вес товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков в розничном товарообороте торговли через все каналы. За январь-февраль 2011 года он составил 25,2%. Наиболее высокий удельный вес в Гродненской (27,7%), Витебской (26,5%) областях и в г. Минске (26,8%).
В текущем периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (104,9%), удельный вес которых составляет 15,4% в розничном товарообороте торговли.
Доля товарооборота по торговым организациям государственной формы собственности составила 14,1%, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня предыдущего года, объем товарооборота этих организаций увеличился на 17,4%.
Темп роста розничного товарооборота торговли и общественного питания организаций потребительской кооперации — 110,1% (доля товарооборота предприятий потребкооперации — 11,1%).
По организациям общественного питания обеспечен темп роста товарооборота к уровню предыдущего года на 12,5%. Удельный вес продукции собственного производства составил 99,8%.
В январе-феврале 2011 г. населению увеличилась продажа пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 18,5%, непродовольственных товаров — на 25,1%. В розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе-феврале 2011 г. составил 52,2% (в январе-феврале 2010 г. -50,4%), непродовольственных товаров — 47,8% (в январе-феврале 2010 г. -49,6%).
Доля продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-феврале 2011 г. составили 73,7%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — 83,6%, непродовольственных товаров — 58,4%. Товарные запасы по состоянию на 1 марта 2011 г. увеличились на 5 дней по сравнению с началом года и снизились на 5 дней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и обеспечивают 45 дней торговли.
Таблица № 1 «Розничный товарооборот через все каналы реализации по областям и г. Минску за январь-февраль 2011 года» (млрд. руб.)
Примечание. [5, Главная > Статистика и аналитические материалы >Розничный товарооборот]
3.2 Перспективы развития торговли
В декабре 2010 г. в Минске состоялось четвертое Всебелорусское собрание, на котором определялась Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
Согласно этой программе к 2015 г. на 1 тыс. белорусов будет приходиться 600 м2 торговой площади, что соответствует нынешнему уровню Чехии, Польши и России.
Один из приоритетов развития торговли — вытеснение импорта с белорусского рынка (23,4% в общем объеме продаж). Анализируя отраслевые программы импортозамещения, в министерстве пришли к выводу, что развитие производства потребительских товаров, аналоги которых импортируются, в ближайшее время не планируется. Чтобы увеличить темп обновления потребительских товаров, министерство планирует наладить более тесную кооперацию промышленности и торговли, проводить совместные акции по изучению спроса.
Первостепенной задачей остается привлечение прямых иностранных инвестиций. Чтобы довести этот показатель к 2015 г. до 170 млн. USD, местным органам власти поручено провести ревизию неиспользуемых объектов недвижимости и составить предложения по продаже их за 1 базовую величину, а информацию о госимуществе, которое можно сдать в аренду, разместить на сайтах исполкомов. Подчиненные Министерству Торговли организации должны в ближайшее время утвердить и представить перечни инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
Внешнеторговая деятельность будет направлена на развитие товаропроводящей сети за рубежом. Вслед за белорусско-армянским торговым домом в Ереване в 2011 г. откроются торгово-выставочные и информационно-маркетинговые центры в Венесуэле, Туркменистане и других странах.
Внутренний рынок ждет насыщение крупными торговыми объектами и сетевыми структурами.
Инфраструктура торговли и общественного питания будет расширяться за счет передачи ритейлу первых этажей зданий и жилых домов.
В области внешнеэкономической деятельности особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и обеспечению их сбалансированности. Рост экспортных поставок будет обеспечен, прежде всего, за счет повышения эффективности действующих предприятий и создания новых экспортоориентированных производств. Сохранится многовекторность внешнеэкономической политики. Продолжится политика освоения новых рынков сбыта и усовершенствования системы продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Активизируется работа по созданию филиалов белорусских предприятий за рубежом.
3.3 Тенденции развития торговли в современных условиях
1. Постоянный рост розничного товарооборота, обеспеченный ростом денежных доходов населения и объемов производства отечественных товаров и сельхозпродуктов. При этом в последние годы в составе розничного товарооборота наблюдается увеличение доли организованной торговли и сокращение — неорганизованной. Растет товарооборот частных организаций и индивидуальных предпринимателей на фоне снижения государственной торговли: доля товарооборота частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в 2010 году составляет 83,9%.
2. Изменение структуры товарооборота. Повышение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота.
3. Рост доли продажи более ценных в питательном отношении продуктов питания (овощи и бахчевые, фрукты, мясо, яйца) при одновременном замедлении темпов продажи хлебопродуктов, сахара, картофеля в структуре торговли продовольственными товарами. По результатам бюджетного обследования семей, потребление мясопродуктов возросло с 69 кг на душу населения в 2007 г. до 77 кг в 2009 г., яиц соответственно с 275 до 284 шт., овощей и бахчевых — с 141 до 146 кг.
4. Изменения в структуре товарооборота непродовольственного сектора. Более высокими темпами, чем в легкой промышленности, возрастает продажа товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
5. Увеличение количества торговых организаций и расширение их торговых площадей. Норматив государственного социального стандарта по обслуживанию населения в области торговли выдерживается как по республике в целом, так и по отдельным областям и Минску обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составила по республике 362 м2, что на 60 м2 больше, чем в 2005 г. Однако этот показатель значительно уступает среднеевропейскому (650 м2), США (1200 м2) и Москвы (520 м2). Для дальнейшего развития торговли предусматривается укрупнение торговых объектов.
6. Финансовое оздоровление организаций торговли, повышение уровня ее рентабельности, снижение доли убыточных магазинов. Вместе с тем все еще остаются низкими показатели платежеспособности торговых организаций и их обеспеченности собственными оборотными средствами. По оценкам экономистов, в 2007 г. только в Минске рентабельность реализации в розничной торговле составила 20,7 %, а, например, в Минской области — всего 5,4, Могилевской области — 7,6 % .
7. Рост инвестиций в основной капитал торговли. Если в 2000 г. доля инвестиций в торговлю составляла 2,6 % общего объема вложений во все отрасли экономики, то в 2007 г. она повысилась до 5,5 %.
8. Увеличение численности работников торговли. В 2000 г. доля этой категории занятых в экономике Беларуси составляла 12 %, в 2010 г. — 14,8%.
9. Глобализация и интернационализация экономики. Привлечение инвестиций в отрасль способствует дальнейшему внедрению современных технологий в сферу торговли и общественного питания. В Беларуси строятся гипермаркеты, создаются условия для развития сетевой розничной торговли. В Минске появились торговые структуры «Рублевский», «Копилка», «Аксис», «Соседи»; в Витебске — «Веста», «Витебские продукты», «Ника»; в Бресте — «Продтовары». Продолжает расти сеть предприятий быстрого обслуживания и придорожного сервиса. Расширяется сфера применения биржевой и электронной торговли, накапливается опыт проведения конкурсных (тендерных) торгов. Есть реальные перспективы у таких сегментов инфраструктуры и методов продажи, как оптовая торговля, выставочно-ярмарочная деятельность, система безналичных расчетов, современные информационные технологии и т.д.
10. Увеличение в товарообороте доли импортных товаров. Но в интересах продовольственной безопасности мировая практика ограничивает долю импорта по продовольственным товарам на уровне 25—30 %. Дальнейшее развитие внутренней торговли предполагает следующие меры:
· усиление влияния торговых организаций на производителей товаров по обновлению ассортимента и повышению качества товаров;
· повышение эффективности работы всех звеньев торговли на пути продвижения товара от промышленности до покупателя, содействующее ускорению оборачиваемости капитала;
· совершенствование методов, форм и нормативно-правовой базы в области регулирования сферы торговли и ее инфраструктуры;
· обеспечение конкурентной среды на потребительском рынке страны, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;
· привлечение инвестиций и новых технологий для повышения качества обслуживания населения;
· осуществление финансово-экономического оздоровления торговли, содействие росту заработной платы и доходов в отрасли;
· развитие сельской торговли в соответствии с принятой Программой возрождения и развития села.
Заключение
Торговля — отрасль народного хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи.
Правовое регулирование торговли осуществляется государством. Задачей государственных органов является последовательно и систематически в пределах своих полномочий проводить работу, направленную на создание условий для эффективной деятельности субъектов торговли, поддержание инвестиционной деятельности, проведение научной деятельности, стимулирование торговли, поддержание предпринимательства, создание союзов торговых организаций .
Благодаря такой деятельности государственных органов повышаются устойчивость и эффективность системы товародвижения, на более высоком уровне выполняются работы и оказываются услуги потребителям.
На современном этапе торговля в Республике Беларусь также развивается и улучшает свои показатели: в 2010 г. розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2009 г. на 17,1%, за минувшую пятилетку число работников в отрасли выросло на 17%, торговая сеть расширена на 590 тыс. м2 , в общественном питании число мест за 2006-2010 гг. возросло на 40,9 тыс., объем бытовых услуг увеличился на 19,2%.
В перспективах развития торговли на 2011-2015 гг. планируется расширение торговых площадей, инфраструктуры торговли, привлечение новых инвестиций, развитие внешнеторговой деятельности.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 «О торговле»
2. Экономика предприятий торговли: учебное пособие/ Н.В.Максименко, Е.Е.Шишкова, Минск: Вышэйшая школа, 2005.
3. Экономика организаций торговли: учебное пособие/ Р.П.Валевич, Минск: БГЭУ, 2010.
4. «Национальная экономическая газета» № 8, 1 февраля 2011 г.
5. Сайт Министерства торговли Республики Беларусь www.mintorg.gov.by
6. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь www.belstat.gov.by
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт