Даниэль Дефо — писатель, журналист, памфлетист и полемист.

Цели и задачи

Цель работы - рассмотреть творческую деятельность Д.

Введение и актуальность


В 1703 году Дефо пережил тяжелые дни. За свои памфлеты он поплатился тем, что трижды был приговорен к стоянию у позорного столба. Этот вид наказания был широко распространен в Англии. Провинившегося заковывали в колодки и в таком виде заставляли стоять на площади от нескольких часов до нескольких дней. Прохожие могли оскорблять наказанного, плевать ему в лицо, бросать в его сторону объедки. Это наказание способно было навсегда убить репутацию наказанного. Но Дефо оно не сломило. Другой бы на его месте замкнулся и ушел в тень, перестав писать, но только не знаменитый автор памфлетов. В 1703 году Дефо создает «Гимн позорному столбу», небольшую статью, которая была написана им в тюрьме. Дефо отрицает свою вину, и смеется над теми, кто приговорил его к унижению. Он уверен в том, что эти лица унизили сами себя, потакая своим слабостям и порокам. Наказать легко, понять – сложно. Можно не понимать и не ценить памфлеты автора, но не понимать того, что Англия переживает глубокий социально-политический кризис и закрывать на это глаза - преступно. Поэтому преступник не автор памфлетов, а те, кто осудил его на публичный позор.
В 1704 - 1713 годах Дефо издает свою газету «Ревью» («Обозрение»). Замысел создания газеты пришел к нему в той же самой тюрьме. Изначально газета была задумана как средство пиара и поддержки лондонского политика Роберта Харли и его партии, идеи которого Дефо разделял. Харли был тайным владельцем газеты. Но писалось далеко не всегда о политике.
В своем издании Дефо затрагивал многочисленные экономические вопросы, государственные мероприятия, писал статьи против пороков (пьянства, дуэлей, распущенности общества), предлагал реформу нравов. Газета просуществовала до 1713 года до того момента, когда Дефо за свои строки снова не попал в тюрьму. Дефо в эти годы проявил себя и как полемист, на страницах издания дискутируя с оппонентами по ряду различных вопросов. «Обозрение» стало его стилем жизни. Дефо много времени уделял своему проекту, схватывал и публиковал самые горячие новости, не ускользали от него городские сплетни. Но если прежде, в «Афинском Меркурии» Дефо, можно сказать, создавал развлекательные статьи, то теперь он стал старше и серьезнее. Его занимали действительно насущные вопросы общества.
Сначала «Обозрение» выходило раз в неделю, но позже его выпуски сократились. Налог на прессу, введенный в 1712 году, заставил Дефо сократить тиражи издания. Важно отметить, что единственным автором газеты был сам Дефо. Журналистов в издании вообще не было! У Дефо в подчинении были только курьеры, доставлявшие ему информацию и новости. Дефо после все это обрабатывал и создавал интересные статьи. В период жизни в Эдинбурге Дефо «перевез» свою газету туда. Теперь она стала эдинбургской. Все номера газеты Дефо хранил. В итоге за годы существования газеты вышло 1300 выпусков, которые уместились в двадцать два тома. Можно поразиться трудолюбию Дефо и его увлеченности.
За девять лет существования газета Дефо оказывала влияние на общественное мнение, но и задала совершенно новое направление в подаче газетного материала. Благодаря именно этой газете, Дефо позже назвали отцом современной журналистики. Он без устали издавал новости и комментарии, что позволило в отдельные годы увеличить издание до трех номеров в неделю, и распространять газету не только в Лондоне, но и в других городах страны.
У Дефо было немало завистников. Стремление сказать свое слово в политике вызвало возникновение политических врагов. В то же время перегруженность работой стали заметно сказываться на его здоровье. Дефо понял, что он отдал лучшие годы жизни газете, которая стала руководить его жизнью, и его стало мучить чувство глубокого отчаяния, присущее человеку, познавшему пустоту этого мира. Он всеми силами добивался богатства и славы, но в итоге начал понимать, что в его жизни наступает новый этап, и газета больше не оправдывает личных ожиданий.
На Дефо начались новые нападки, а от нападок в свой адрес он уже устал. Враги Дефо нашли основание еще раз привлечь его к судебному разбирательству за публикацию бунтарских материалов. Возможно, он мог бы оправдаться, но как раз к тому моменту он напечатал статью, в которой подверг сомнению честность судьи, который должен был разбирать его дело, и лорд главный судья приложил все усилия, чтобы посадить его в тюрьму за оскорбление суда. Р. Харли пришел на помощь и освободил его, но через год Дефо были предъявлены новые обвинения. И хотя дело не дошло до суда, все же ущерб был причинен: из-за этих скандальных арестов связи с Харли, который теперь стал лордом Оксфорда, были разорваны, и издание газеты полностью прекратилось. Впрочем, Дефо не отнесся к этому как к трагедии, понимая, что данный этап в его жизни завершился. Газетное творчество больше не интересовало его. Настало время для литературной деятельности.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Д. Дефо прославился как талантливый памфлетист, хотя не все разделяли и понимали его идеи. Среди оппонентов Дефо был сам Дж. Свифт, злобно отзывавшийся о нем. Дефо начинал свою журналистскую деятельность как памфлетист, параллельно сочиняя забавные статьи для газеты «Афинский Меркурий».
В своей собственной газете «Обозрение», издававшейся на деньги Р. Харли, Дефо смог полностью раскрыть свой талант. Единственным журналистом и редактором издания был он сам. Дефо живо откликался на события своего времени, незамедлительно создавая критические статьи. На страницах газеты он полемизировал с оппонентами, спорил по экономическим и политическим вопросам. Дефо успел нажить себе немало врагов и завистников. В итоге, уставший от многочисленных распрей и словесных баталий Дефо понял, что газета – его прошлое. Наступает время для иной деятельности. Разрыв сотрудничества с Харли и лишение финансовой поддержки привели к закрытию «Обозрения». Однако к этому времени Д. Дефо накопил уже огромный опыт творчества и был готов к созданию романов, прославивших его имя в истории.

Заключение и вывод


Д. Дефо прославился как один из основателей английской журналистики, а также как писатель, создавший свой уникальный мир, персонажей, не похожих на героев произведений других авторов.
Д. Дефо начал свой творческий путь как талантливый памфлетист, затрагивавший темы национализма, религиозной терпимости, социального неравенства, внешней политики Англии. Памфлеты Дефо имели шумный успех в обществе, но противников у молодого автора было немало, за что в конечном итоге, он получал тюремные сроки, а также был приговорен к публичному позорному наказанию.
Журналистская деятельность Дефо берет начало в газете «Афинский Меркурий», где Дефо специализируется на написании статей шутливого характера. Серьезная работа происходит в газете «Обозрение», единственным редактором и журналистом которой является сам Дефо. Газета поддерживала идеи Р. Харли и существовала на его деньги. В будущем Дефо устает от работы в газете, чувствуя, что признания в обществе ему таким образом не добиться, а каждая смелая статья грозит новым тюремным сроком. Разрыв сотрудничества с Харли ставит точку на его журналистской деятельности. Дефо начинает заниматься писательской деятельностью.
Мировую славу ему приносит роман «Робинзон Крузо» о жизни путешественника из Йорка, попавшего на необитаемый остров. С романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» получают свое развитие традиции английского приключенческого романа. Хотя произведение Д. Дефо в жанровом отношении намного сложнее - здесь соединились воедино жизнеописание, мемуары, дневник, элементы морской хроники. Сугубо просветительские черты в романе находят отражение в образе главного героя Робинзона Крузо, в частности, в том, что Дефо сильно верит в возможности человека, его разум и знания. Писатель проводит своего героя через череду препятствий, чтобы показать, насколько сильным может быть человек перед лицом опасности, как много он может сделать, если только захочет. В романе Робинзон Крузо предстает как человек, способный пройти через любые невзгоды, не растеряться и выжить, несмотря ни на что.
Роман «Робинзон Крузо» является этапным и для самого Д. Дефо, поскольку многие жанровые, стилистические находки, найденные им в этом романе, будут в дальнейшем использованы и развиты в других произведениях писателя.
К ним относятся «Дневник чумного города», «Молль Флендерс», «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона», «Всеобщая история жизни и приключений самых знаменитых разбойников…». Разумеется, это не полный список всех произведений Дефо, который был весьма плодовитым автором.
Характерными особенностями стиля Д. Дефо являются: акцентирование внимания читателей на деталях, авантюрный характер повествования, сложные и непредвиденные ситуации, в которые попадают герои. Дефо обвиняли за малую эмоциональность повествования, но сила его в другом – в возможности показать, как человек может выжить благодаря своим уму, силе воли, знаниям, навыкам, коммуникативным качествам. Иногда для того, чтобы выжить, приходится попирать нормы нравственности, но выхода нет. Дефо за это не обвиняет своих персонажей, напротив, сочувствует им, а иногда – поддерживает, обличая ханжескую мораль английских обывателей.
Таким образом, Д. Дефо прославился как разносторонний автор, с успехом проявивший свои дарования как в публицистике, так и в литературно-художественном творчестве. Интерес к наследию Д. Дефо поддерживается вот уже долгое время, и, как представляется, будет столь же высоким далее. Дефо создал свой удивительный мир, на основании которого можно проследить эволюцию развития английской журналистики и литературы ХVII – первой половины ХVIII веков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ