Изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» на уроках литературы в средней школе

Цели и задачи

Целью данной работы является: изучение подходов и методов преподавания литературы в средней школе, на примере комедии Д.

Введение и актуальность


Курс методики преподавания литературы направлен на помощь в развитии творческого начала личности; у окружающих, в таком случае, формируются представления о развитии школьников с точки зрения литературного аспекта. Методика преподавания литературы, также, полезна и для преподавателей, ведь благодаря ей, изучаются новые приемы обучения, складываются представления о том, какой должна быть профессиональная деятельность учителя.Важным моментом является рассмотрение методов преподавания литературы, как науки. Структура методики преподавания литературы, включает в себя аспекты теоретических проблем ее осуществления, и рассмотрение основных этапов ее развития, а также методов и приемов обучения литературы [9].
Для подбора правильного метода преподавания литературы, следует учитывать художественное произведение, которое изучается, обращая внимание на его жанрово-родовую специфику, развитие устной и письменной деятельности во время изучения литературы.
Итак, рассмотрим, что включает в себя методика преподавания, как наука: исследуемый предмет (произведение, стихотворение), она имеет общественную значимость, и включает с себя такие подходы при обучении: теоретические, экспериментальные, практические (3,12-20).
Подбор верной методики преподавания литературы, заключается в том, чтобы он был адаптирован под тот иной класс школьников, с которыми проводится работа. Для этого, изначально нужно учитывать множество психологических факторов, которые характерны для школьников. Такие методы, как анкетирование, срезы, наблюдение, интервьюирование позволяют это сделать.
В силу того, что предметом рационального осуществления методов преподавания литературы, выступает установка закономерного преподавания литературы, как искусство, то есть не только выполнить учебную программу, но и оставить след в памяти учеников, можно выделить общественное значение подбора методов преподавания литературы (10,15-23).
Как известно, литературе характерно быть одним из наиболее важных способов, чтобы сформировать мировоззрение и общественное определение школьников. Именно поэтому, литературу следует преподавать так, чтоб, несмотря на разнообразие общественных мнений, несмотря на влияние внешних факторов на жизнь школьников они должны оставаться верными себе, своим принципам и позициям (4,13). Не зря, на многих уроках литературы даются задания такого типа, как: «выразите свое мнение по поводу данного литературного героя»; «опишите, как бы вы поступили бы в данной ситуации, которая обсуждается в повести» и так далее.Ученый В.В. Голубков прославился тем, что совершил вклад в науку изучения литературы, а именно, разработал теоретические основы методики ее преподавания. Автор, в своей работе «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» рассмотрел, как раз-таки, особенности процессов при преодолении шаблонного преподавания. (15,30). Автор говорит еще и о том, что, изучая психологию литературных героев на уроках, очень важно составлять разнообразные схемы, таблицы, которые помогут ученикам более точно определить, в чем же причина того или иного поступка.

Заключение и вывод

Итак, основываясь на всех вышеперечисленных исследованиях, можно подвести итоги.Прежде всего, следует отметить, что история методов преподавания литературы берет свое начало еще в ХХ веке.На первых этапах становления литературы важным было сделать уклон именно на самостоятельность изучения произведений писателей.Однако, со временем, стали использоваться подходы к методикам преподавания литературы с учетом того, что учебные заведения постепенно стали вмешиваться в учебный процесс.Подбор верного метода преподавания литературы трудоемкий и систематичный процесс. Именно благодаря нему и происходит первичное представление школьников о том, что же такое литература; происходит формирования сознательности касательно множества процессов, которые происходят вокруг. Литература учит тому, что школьники начинают анализировать ход действий, которые происходят вокруг, рассматривают большинство тех проблем, которые будут актуальны и для них.Школьная программа, безусловно, адаптирована под возраст школьников. Это и позволяет преподавателю, выбрать такую методику преподавания литературы, которая бы стала не только эффективной, с точки зрения ее осуществления, а и той, которая пробудит у учеников учиться, рассматривать новые произведения, знакомиться с новыми писателями.Множество ученых занимались тем, что выделяли, какие же, все таки, методы преподавания литературы являются наиболее полезными и простыми в осуществлении. Было предложено масса вариантов, однако, самый главный принцип, которые идет сквозь каждый из них, это взаимодействие между собой и с преподавателем. Ведь просто читая какую-либо книгу, - этого мало.Учитель, со своей стороны, должен максимально доступно донести всю информацию и о авторе произведения, и о самом произведении (пьесе, романе, стихотворении). Очень важно давать ученикам высказывать свое мнение видение многих ситуаций, выслушивать, как бы они могли изменить ход событий, как бы поступили. В данной работе рассматривается пример преподавания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Следует еще раз отметить то, что данное произведение изучается в девятых классах, а значит — среди средних школьников. И это — неспроста.Многогранность личности главного героя Митрофана, каверзность ситуаций, которые с ним случаются и множество событий, в которые он попадает дают возможность ученикам средней школы понять, а не ведут ли так себя они, а не касается ли все это их, а не взять бы пример в главного героя, чтобы предостеречь себя от того или иного события.
С первых минут урока, на котором рассматривается комедия «Недоросль» преподаватель должен расположить к себе учеников, выразить свое мнение о прочитанном. При этом, очень важно дать ученикам понять, что данное произведение является с такой же силой интересным для преподавателя, как и для учащихся. Учитель должен регулярно проявлять и свой собственный интерес к прочитанному, описывать какие-либо фрагменты из книги, рассказывать о поведении героя.Комедия «Недоросль» учит школьников быть более самоосознанными, отвечать за свои слова и поступки, уметь правильно распоряжаться своим временем. Методы преподавания литературы являются направляющей силой к достижениях поставленных задач. Правильная трактовка материала, верная структуризация произведения способны лишь дополнительно стимулировать школьников не только прочитать курс заданной программы, но и почерпнуть важные для себя моменты, на опыте других — анализировать свои действия и поступки.Таким образом, методы преподавания литературы - многогранны в своей значительности. И правильное их применение — является залогом эффективного образовательного процесса!

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ