Арттерапия и игротерапия в системе коррекционно-педагогической работы

Цели и задачи

Цель нашего исследования: охарактеризовать методы арт-терапии и игротерапии в системе коррекционно-педагогической работы.

Введение и актуальность


Любое занятие с ребенком является сложным, разносторонним процессом. Психологам, педагогам, родителям нужно учитывать его чувства, эмоции, творческие и физические способности. У каждого человека, в том числе и у маленького, бывают сложные моменты, когда помощь им просто необходима. Для преодоления жизненных трудностей арт-терапия является наиболее простым, интересным и эффективным способом [12, c.38].
Игра является ведущим видом деятельности с раннего детского возраста. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире, с ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Значит, малышу будет легче учиться, осваивать новые виды деятельности. Именно признание важнейшего влияния игры на формирование личности позволило создать эффективную систему методов психотерапевтического воздействия на человека – игротерапию.
Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести. Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.
Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду [24, c.125].
Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно формируется толерантность и адекватное реагирование на происходящее вокруг.
Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами. Как показала мировая практика, игровая терапия справляется с множеством диагнозов, кроме самых сложных случаев – полного аутизма или же неконтактной шизофрении. Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:
- замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
- фобии и инфантилизм;
- вредные привычки и асоциальность поведения;
- сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.
Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.
Существует несколько критериев, по которым классифицируется игротерапия. Наиболее часто выделяют следующие виды и формы этой деятельности [24, c.135].

Заключение и вывод

Арт-терапия и игротерапия это одни из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующие возможности искусства и игры для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека.
Существует немало литературных источников по вопросу коррекционной значимости арт-терапии и игротерапии для детей вообще и для детей с задержкой психического развития в частности.
Необходимость введения методов арт-терапии и игротерапии в коррекционную деятельность по работе с детьми с задержкой психического развития доказана и не вызывает никакого сомнения.
Можно предположить, что, руководствуясь концепцией личностно-ориентированного обучения, согласно которой в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, индивидуально-психологические особенности, то есть сам учащийся как личность, в работе с детьми с задержкой психического развития больший акцент будет делаться на методы арт-терапии и игротерапии лягут в основу дополнительной работы с детьми, для которых концепт «терапия» менее востребован. При таком подходе методы арт-терапии и игротерапии будут преломляться через призму личности обучаемого, его потребности, способности, интеллект, активность и другие индивидуально-психологические особенности, обеспечивая персонализацию педагогического взаимодействия, где педагог является сотрудником, активизирующим и поощряющим творческую самостоятельность, инициативу и самовыражение ученика.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ