анализ современных методов изучения особенностей нарушений зрительного восприятия дошкольников

Цели и задачи

Цель работы – анализ современных методов изучения особенностей нарушений зрительного восприятия дошкольников.

Введение и актуальность


Качества внимания, к примеру: активность, направленность, широта, переключение, интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, оказывающие влияния на нарушения зрения, всё же способны к достаточно высокому развитию, достигая и превышая уровень его развития у нормально видящих. Недостаточное количество внешних впечатлений оказывает негативное влияние на формирование внимания.
Совместная деятельность со зрячими требует большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью. Для того чтобы компенсировать зрительную недостаточность необходимо использовать сохранные анализаторы для получения максимальной информации из внешнего мира. Развитие внимания связано со становлением свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется по тем же закономерностям, что и у нормально видящих. Чтобы успешно выполнить тот или иной вид деятельности важно развитие определенных свойств внимания.
В данном параграфе были представлены особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Описаны особенности эмоциональноволевой сферы, восприятия, речевой деятельности, мыслительных процессов, памяти и внимания слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Исследования показывают, что нарушения зрения не влияют на общее качество эмоциональной сферы, но могут повлиять на демонстрацию конкретных эмоций и их внешнее выражение. Нарушения зрения также являются причиной изменения в определенных чертах характера и индивидуальных потребностях, вызывая у детей эмоциональные переживания, появляющиеся при их удовлетворении или неудовлетворении.
Эмоции и чувства имеют одну локализацию и тесно взаимосвязаны между собой, хотя отличаются по характеру отношения уровней психической деятельности. Выразительность эмоций осуществляется посредством мимики, интонации и тембра голоса. Также требуется уделить особое внимание функциям эмоций, их многозначности, то есть, приспособительной, сигнальной, оценочной, регуляторной и коммуникативной. Коммуникативная функция эмоций играет важную роль в познании другого человека.
Исследования Г. В. Григорьевой показали, что дети дошкольного возраста с патологией зрения воспринимают и понимают эмоциональные состояния значительно хуже, чем зрячие дети, и это отличие наблюдается как при восприятии эмоций, так и при их воспроизведении.
Детям с нарушениями зрения были представлены картинки с изображением эмоций, было выявлено, что у детей имеются несформированные представления об эмоциях, как информативной характеристике состояния человека в процессе коммуникации.
Как утверждает Л. И. Солнцева, это доказывает необходимость специальной коррекционно-развивающей работы с детьми, направленное на обучение способам выражения своих эмоций и умений воспринимать и понимать выразительные движения, как тела, так и лица своих партнеров по игре, продуктивной деятельности и в общении.
П. Хастингс при помощи Калифорнийского теста личности сопоставил эмоциональное отношение детей с патологией зрения и зрячих двенадцати лет к всевозможным жизненным ситуациям и сделал вывод, что они более ранимы, чем зрячие, в особенности по шкале самооценки. Окружение и условия, в которых растет ребенок, имеют большое значение в формировании эмоций и чувств у детей с нарушением зрения. Для того чтобы слабовидящий ребенок мог сравниться в знаниях и уровне развития с нормально видящим, ему следует работать гораздо больше.
Данная физическая и психологическая нагрузка вызывает у детей разного рода эмоциональные реакции, это связано с типом нервной системы, личными особенностями и системой отношений с взрослыми. В целом, развитие высших познавательных процессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает согласно общим законам психического развития. В следствии физического недостатка развития, у детей с нарушениями зрения отмечаются специфические особенности формирования общей и мелкой моторики. А в сфере психической деятельности наблюдается своеобразие словесно – логического мышления и речи: замедленность развития основных мыслительных операций, трудности понимания и использования абстрактных понятий, недостаточное развитие активного и пассивного словарного запаса.
Нарушения зрения негативно сказываются и на развитии личности ребенка: повышается риск возникновения негативных характерологических особенностей (неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность). В эмоциональной сфере одной из ярких специфических особенностей являются трудности использования мимических и пантомимических средств.

Заключение и вывод


В рамках анализа научно-теоретической литературы по теме исследования были решены следующие задачи:
1. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.
У детей с нарушением зрения развитие высших познавательных процессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает согласно общим законам психического развития. В следствии физического недостатка развития, у детей с нарушениями зрения отмечаются специфические особенности формирования общей и мелкой моторики. А в сфере психической деятельности наблюдается своеобразие словесно – логического мышления и речи: замедленность развития основных мыслительных операций, трудности понимания и использования абстрактных понятий, недостаточное развитие активного и пассивного словарного запаса.
Нарушения зрения негативно сказываются и на развитии личности ребенка: повышается риск возникновения негативных характерологических особенностей (неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность). В эмоциональной сфере одной из ярких специфических особенностей являются трудности использования мимических и пантомимических средств.
2. Рассмотрено зрительное восприятие как психический процесс.
Зрительное восприятие – это совокупность психических и сенсорных процессов построения образа окружающего мира. Восприятие можно охарактеризовать и как процесс неких изменений, происходящих в органах чувств человека в результате воздействия на них физических характеристик визуального объекта. Восприятие объективно на уровне первичных сенсорных процессов.
Основная характеристика процесса восприятия – это немедленное осознание формы, схватывание наиболее характерных ее черт и закономерностей благодаря накопленному опыту, наличию в памяти эталонов и познавательных карт.
3. Изучены особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображенные в перспективе, их детализацию. За счет снижения остроты видения, нарушения бинокулярного зрения, поля взора глазодвигательных и других функций анализирующее восприятие приобретает черты замедленности, фрагментарности, многоэтапности. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии.
У детей с нарушением зрения имеются существенные проблемы пространственной ориентировки. Сложности зрительно-пространственного восприятия обусловлены нарушением глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т. е. нарушена стереоскопическая информация.
При нарушении зрения также происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Трудности визуального восприятия детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения элементов и геометрических параметров форм осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете.
К особенностям детей дошкольного возраста с нарушениями зрения следует отнести и низкое качество овладения сенсорными эталонами. Многие дети с нарушением зрения оперируют имеющимися представлениями на уровне обнаружения лишь заданных цветов, форм, пространственных отношений, в то время как качественное познание предметного мира обеспечивается оперированием эталонами в самостоятельной деятельности на уровне обнаружения, различения, опознания, словесного обозначения. Объем и качество овладения детьми с нарушением зрения сенсорными эталонами во многом определяется видом эталона.
4. Проведен анализ современных методов изучения особенностей нарушений зрительного восприятия дошкольников.
В рамках анализа современных методов изучения особенностей нарушений зрительного восприятия дошкольников были выявлены следующие методики:
• методика «Способность к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений» (Т. Н. Головина);
• методика «Восприятие формы и величины»;
• методика «Рисунок из геометрических фигур».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ