Анализ нарушений таможенного законодательства ЕАЭС в сфере запретов и ограничений внешней торговли товарами

Цели и задачи

целью данной работы анализ таможенно-правового института запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обобщение накопленного в данной сфере теоретического и практического опыта.

Введение и актуальность


Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ«О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации [1].
Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза включают в себя меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, установленные законодательством [2].
К мерам нетарифного регулирования относятся: применение количественных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ, применение лицензирования в сфере внешней торговли товарами, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, введение специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты экономических интересов российских товаропроизводителей.
Количественные ограничения могут устанавливаться как на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза (импортные квоты), так и на вывоз (экспортные квоты) товаров с таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время установлены импортные квоты на ввоз мяса крупного рогатого скота, свинину, мясо птицы. Это связано с тем, что почти половина всей мясной продукции ввозится из-за пределов Таможенного союза. Без введения импортных квот сложившаяся ситуация может оказать влияние на национальную безопасность государства. Установление экспортных квот позволяет ограничить вывоз товаров в течение определенного промежутка времени.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 168 «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза [3].
Также для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров государством применяется система лицензирования, которая позволяет отслеживать количество участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ту или иную деятельность и путем лицензирования ограничивать ввоз и/или вывоз товаров.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров вводится на основании статистических данных, финансово-экономических расчетов, позволяющих обосновать необходимость введения данной меры, не только с целью ограничения количества участников внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также с целью создания условий для адекватной конкуренции.
Согласно главе 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми видами запретов и ограничений являются:
— запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
— ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
— ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования;
— ответные меры [4].
Экспортный контроль представляет собой комплекс мер по соблюдению порядка вывоза за пределы РФ определенных видов товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка.
Экспортный контроль применяется в отношении:
вооружения и военной техники;
отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения);
средств доставки оружия массового поражения, вооружении, военной техники;
оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, вывоз которых запрещен.
Как видно из перечисленных категорий товаров, экспортный контроль осуществляется в отношении узкой группы товаров. К тому же, количество производителей данных товаров невелико. Но меры экспортного контроля за данной категорией товаров имеют очень важное значение как с точки зрения соблюдения международного законодательства в области нераспространения оружия массового поражения, так и с точки зрения национальной безопасности.
Что касается таких мер нетарифного регулирования как санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и соблюдение радиационных требований, то они направлены очередь на защиту жизни и здоровья населения, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. С помощью данных мер обеспечивается безопасность продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, создается единая система технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, формируется единая нормативно-правовая база Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мер и радиационного контроля и требований безопасности к продукции.
Многогранность системы запретов ограничений позволяет охватить все сферы внешнеторговой деятельности и эффективно контролировать перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, обеспечивая при этом политическую и экономическую стабильность государства.
2.2. Ответственность, предусмотренная за нарушение таможенного законодательства в сфере запретов и ограничений внешней торговли

Заключение и вывод

Дальнейшее совершенствование таможенной фискальной политики России неразрывно связано с интенсификацией определения таможенной стоимости товаров. Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системой ее контроля. Для этого имеются все основания. Приведенная система методов определения таможенной стоимости и методология ее декларирования служит методической базой для контроля таможенной стоимости. Следующим шагом по пути создания постоянно действующей системы контроля должно быть проведение оптимизации структуры управления подразделений, занимающихся таможенной стоимостью.
Правильный выбор критериев эффективности тесно связан с главной целью, стоящей перед таможенными органами, — обеспечение экономической безопасности страны.
Оценка факторов, влияющих на выполнение этой задачи, заключается, а систематизации, количественном и качественном рассмотрении всех основных параметров, от которых может зависеть решение задач. Проведение постоянного ценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевая и комплексная проверка участников внешнеэкономической деятельности, тщательный контроль таможенной стоимости, устранение утечки валютной выручки — вот некоторые пути достижения этой цели.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ