Особенности агрессивного поведения подростков из полных и неполных семей

Цели и задачи

Цель исследования: изучение особенностей агрессивного поведения подростков из полных и неполных семей.

Введение и актуальность


Доброкачественная агрессия: Псевдоагрессия – действия, которым не предшествовали злые намерения. Э. Фромм выделял здесь 3 подвида: непреднамеренная – случайное ранение человека, игровая – вид игры, самоутверждение – Наступательность, необходимая для достижения цели. Оборонительная – сохранение жизни и защита необходимых потребностей. Свобода, нарциссизм и конформизм рождают 3 вида оборонительной агрессии. Инструментальная – обеспечение того, необходимо или желательно [24].
Рассмотрев данный вопрос, можно отметить, что наличие одного из видов агрессии не исключает наличие другого, скорее всего они взаимодополняют друг друга. Вербальная агрессия как вид агрессии является на сегодняшний день самым распространенным среди подростков. В самом общем виде вербальная агрессия – это словесное выражение негативных чувств, эмоций и переживаний, в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Вообще в психологической литературе вербальная агрессия представлена как форма делинквентного поведения, т.е. связана с нарушением поведенческих норм, принятых в социуме [24].
Как указывает Ю.В. Щербинина, человек, которому свойственно агрессивное речевое поведение, далеко не всегда действует сознательно. «Одной из причин речевой агрессии является недостаточная осознаваемость собственного речевого поведения в целом и в частности агрессивных компонентов в нем». Также, по мнению автора, речевые формы агрессии проявляются практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Особенно ярко проявление вербальной агрессии на сегодняшний день можно увидеть с экранов телевизора, или, слушая радиопередачи, и новости. К видам вербальной агрессии Ю.В. Щербинина относит: оскорбление; враждебное замечание; угроза; грубое требование; грубый отказ; порицание (упрек, обвинение); насмешка; жалоба; донос и клевета; ссора.
Все эти виды агрессивного проявления на вербальном уровне могут быть представлены в форме шутки или юмора, что особенно актуально в подростковом возрасте. Проведя анализ литературы, мы выяснили, что косвенный вид агрессии является непрямым проявлением агрессивного поведения, которое проявляется в шутках, сплетнях и прочих формах [14].
В целом, отметим, что большинством отечественных и зарубежных психологов принимается следующее определение агрессии – любая форма поведения, целью которого является причинение вреда или ущерба другому живому существу, не желающему подобного обращения. Также, необходимо отметить, что с точки зрения некоторых исследователей агрессия не всегда выступает чем-то разрушающим и негативным, она в какой-то мере может даже приносить пользу человеку и обществу, выступая побуждением к какой-либо деятельности [20].
Таким образом, было рассмотрено происхождение термина «агрессия», изучены основные подходы к пониманию содержания данного феномена. Также были представлены основные теории агрессивного поведения личности.

Заключение и вывод

В результате теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, мы выяснили, что имеющиеся концепции и подходы не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения агрессивных реакций ребенка.
Агрессивность – это способ поведения личности, через которое он выражает собственное отношение к окружающим людям. Это может быть способ отношения человека к каким-либо негативным параметрам жизни, или способ защиты от внешних проявлений. Но больше всего настораживает всегда проявление детской агрессивности.
Агрессия и агрессивное поведение подростков уже давно являлось одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем, как на предметном, так и на познавательно-оценочном уровне. Любое общество на пути развития человеческой цивилизации пыталось ввести правовое регулирование агрессии и насилия. Но все попытки обеспечить людей способами борьбы с этими явлениями не привели к успехам. Наоборот, в последнее время увеличивается число подростков, совершающих агрессивные действия.
Проблема подростковой агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. В исследованиях последних лет было обнаружено, что агрессивные проявления у подростков, в подавляющем большинстве случаев связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены семейными проблемами, неполноценностью семей.
Следует отметить, что подростку необходим постоянный психологический контакт с родителями в любом типе семьи, так как подобный контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основные меры улучшения воспитательных возможностей в неполной семье, на наш взгляд, состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувства взаимопомощи и вовлечение подростков в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ