Суннизм шиизм. история раскола. ИГПЗС

Шииты верят, что воля Божья совершается через имама, так же, как она олицетворяется католиками в форме Папы. Важно, что власть передается по наследству, поскольку только те, кто связан кровными отношениями с последним пророком Мухаммедом, несут благословение Всемогущего. После исчезновения последнего имама власть перешла к улемам — ученым и теологам, которые выступают в качестве коллективного представителя пропавшего имама, которого шииты ожидают от христиан как христиан.
Разница в направлениях также проявляется в том, что для шиитов светская и духовная сила не может быть разделена и сосредоточена в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.
Шииты отрицают авторитет первых трех халифов — соратников Мухаммеда. Сунниты, со своей стороны, считают их еретиками, которые поклоняются двенадцати имамам, менее знакомым с пророком. Существует также положение исламского права, согласно которому только общее решение авторитетных лиц имеет решающее значение в религиозных вопросах. На этом основаны сунниты, избирающие верховного правителя путем голосования в сообществе.
Существует также разница в поклонении шиитов и суннитов. Хотя они оба молятся 5 раз в день, положение их рук отличается. Кроме того, шииты, например, имеют традицию самобичевания, не принятую суннитами.
Суннизм и шиизм сегодня являются наиболее распространенными направлениями ислама. Суфизм стоит особняком — система мистических и религиозных верований, сформированная на основе аскетизма, отказа от мирской жизни и строгого соблюдения заветов веры.
Противостояние с Муавией затянулось на несколько лет. В июле 657 года при Сиффине произошло сражение между армиями Али и Муавии. Битва складывалась неудачно для Муавии. Его войско терпело поражение, и тогда Муавия пошел на хитрость. Он приказал своим воинам прицепить к копьям свитки Корана, призывая, якобы, к божественному суду. Али прекратил сражение и согласился на переговоры. Нерешительность Али, фактически отказавшегося от победы, вызвала возмущение среди его сторонников. 12 тысяч воинов покинули армию Али, ушли к Нахравану (в Ираке), где разбили лагерь и выбрали своего халифа, рядового воина Абдаллаха ибн Вахба. Так произошел раскол среди сторонников Али. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть хариджитами (от арабск. хараджа — выходить).
Конец спору за власть в халифате был положен в январе 661 года, когда Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом. Подавляющее большинство мусульман, которые стали именоваться суннитами, поддержали халифа Муавию, который принадлежал к знатному курейшитскому роду Омейядов. Однако часть мусульман не согласилась с этим решением и по-прежнему считала последним законным халифом Али. Сторонников Али, которые остались верны ему и его потомкам, стали называть шиитами (ши’а Али — приверженцы, партия Али). Еще одну часть мусульманской общины составили хариджиты, которые не поддерживали ни Омейядов, ни сторонников Али. Так в середине VII века в исламе произошел политический раскол. Суннизм стал доминирующим направлением в исламе. Шиизм и хариджизм — направления миноритарные, т.е. представляющие меньшинство мусульман.
В настоящее время в мире Ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 процента населения); из них суннитов — 1 миллиард (16,6 процента); шиитов — 170,1 миллиона (2,8 процента); хариджитов — 1,6 миллиона (0,026 процента).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ