Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере монополии (Россия Газпром)

Итак, развитие современной экономики не может происходить без активного участия государства. За государством закреплены главные функции рыночного регулятора. Государством создаются условия для нормального функционирования рынка, обеспечивается стимулирование деловой активности (предоставляются налоговые льготы, создаются особые экономические зоны, право на беспошлинный импорт и экспорт продукции и т.д.), свобода предпринимательства, осуществляется борьба с монопольными тенденциями (через анализ рынков, контроль поглощений и слияний, регулирование рекламы).
Масштабы государственного регулирования существенным образом могут отличаться по странам. По странам так же можно заметить резкую дифференциацию по отношению использования механизмов антимонопольного регулирования. Их использование обусловлено национальными особенностями стран, а также задачами, направленными на повышение эффективности экономики. Применение тех или иных положений, регулирующих антимонопольные отношения, характеризуется избирательностью. Это может выражаться в том, что антимонопольные действия чаще всего концентрируются на определённом количестве приоритетных направлений. Чаще всего используются экономические (Нормативно-ориентирующие и корректирующие) механизмы.
Данная совокупность механизмов антимонопольного регулирования, характеризуется в первую очередь, тем, что государство воздействует в целом на системы рыночного хозяйствования и на их институты. Данные механизмы регулирования, можно отнести к механизмам макроуровневого порядка, которые основаны на сознательно применяемых государством экономических рычагах, целью их использования является формирование конкурентной среды. Экономические механизмы воздействия бывают прямыми и косвенными. Прямые механизмы обеспечивают непосредственно воздействие государства на объект антимонопольного регулирования.
Прямые механизмы воздействия носят исключительно регулирующий характер. Использование таких методов, является исключительно обоснованной необходимостью в случаях, когда ещё не создан целостный рыночный механизм и не сложилась инфраструктура. Форма реализации данных механизмов предусматривает государственное воздействие на процессы формирования конкурентной среды и непосредственно контроль её состояния. Особое внимание уделяется возможности внедрения механизмов, позволяющих снизить барьеры для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.
В отдельную группу можно сложить административные механизмы. При помощи данных методов государство осуществляет регулирующее воздействие на состояние конкурентной среды, конкретного рынка. Использование данных методов происходит в виде контрольных действий по соблюдению антимонопольного законодательства.
Такими являются:
— Согласование актов органов исполнительной власти;
— Согласие на определённые сделки, которые могут привести к рыночной концентрации;
— Наложение разного рода взысканий;
— Пресечение действий характеризующихся, как недобросовестная конкуренция, монополизм или любых других действий, ограничивающих конкуренцию [6].
В условиях современной российской экономики, в первую очередь используются экономические механизмы регулирования. При этом действия по антимонопольному регулированию осуществляются, посредством государственных программ, состоящих из прямых и косвенных механизмов.
Итак, механизмы антимонопольного воздействия реализуются при помощи определённого набора мер, с помощью, которых достигаются цели регулирования. Каждый из механизмов антимонопольного регулирования имеет свою специфику, доступные меры и способы воздействия на конкурентную среду, а так же определённый порядок их применения. Использование механизмов антимонопольного регулирования регламентируется законодательством. Механизмы можно использовать по отдельности или в комплексе.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЫНКА ПРИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ МОНОПОЛИИ
ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Анализ механизмов рынка при несовершенной конкуренции в организации
Публичное Акционерное Общество «Газпром» является глобальной энергетической компанией. Основные направления деятельности — это геологоразведка, добыча, хранение, транспортировка, переработка и реализация газа, нефти и газового конденсата, реализация газа в виде моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Миссия «Газпром» — надежное, эффективное и сбалансированное обеспечение потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов, а также продуктами их переработки.
Стратегическая цель заключается в становлении ПАО «Газпром» лидером среди глобальных энергетических компаний через диверсификацию рынков сбыта, обеспечение надежности поставок, увеличение эффективности деятельности, использование научного и технического потенциала.
Главной задачей компании является удовлетворение потребностей потребителей и расширение рынка. Основная цель относительно качества заключается в предложении и реализации на рынке нефте-газовой продукции, удовлетворяющей требования потребителей и заказчика, а также – в увеличении конкурентной возможности организации. Организацией рассматривается требуемая компетентность, увеличивается осведомленность работников про значимость достижения результатов по качеству товара и необходимой для увеличения компетентности благодаря обучению и переквалификации, удерживается в рабочем состоянии образование, повышение квалификации, практические возможности и опыт выполнения конкретных действий. Доля ПАО «Газпром» на рынке показана на рисунке1.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ