47. Правовое регулирование технического надзора, осуществляемого ГИБДД МВД России.

Цели и задачи

Целью данной работы является исследование особенностей правового регулирования технического надзора, осуществляемого ГИБДД МВД России.

Введение и актуальность


Отметим, что в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» государственному контролю и надзору посвящена гл. 5, содержащая одну статью (ст. 30), которая была существенно изменена в 2011 г. Однако в результате приведения ее положений в соответствие общим принципам осуществления административного надзора законодатель упустил из вида надзор за дорожным движением, осуществляемый дорожно-патрульной службой ГИБДД. Теперь федеральный государственный надзор в области дорожного движения охватывает лишь деятельность в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная законодательная новелла создает коллизию с Федеральным законом «О полиции», п. 19 ч. 1 ст. 12 которого устанавливает обязанности полиции по осуществлению административного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, лишь часть которых связана с предпринимательской деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, полиция обязана осуществлять надзор за соблюдением правил дорожного движения водителями, пешеходами и иными участниками дорожного движения, а также за содержанием автомобильных дорог (за соответствием их состояния техническим требованиям).
Значительный объем нормативного правового регулирования административного надзора ГИБДД содержится в принятых в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ ведомственными актами МВД России, в числе которых основными являются наставления по техническому надзору и по службе дорожной инспекции и организации движения, а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185. По существу, эти нормативные правовые акты охватывают три основных направления административного надзора ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения: «водитель – автомобиль – дорога».
Порядок проведения технического осмотра разработан в соответствии с Федеральным законом № 170-ФЗ от 01 июля 2011 г. "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
1) каждые шесть месяцев в отношении следующих транспортных средств:
а) легковые такси;
б) автобусы;
в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя);
г) специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;
2) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска в обращение:
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
г) мототранспортные средства;
3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств:
а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;
4) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение:
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
г) мототранспортные средства.
Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении следующих транспортных средств:
1) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
4) мототранспортные средства.
Сроки исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска в обращение транспортных средств, указанных в данных пунктах.
Первый технический осмотр транспортных средств проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.
Владелец транспортного средства по своему желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обращаться за проведением технического осмотра в более короткие сроки, чем сроки, установленные частями 1 и 4 настоящей статьи.
К документам, предъявляемым при осмотре транспортных средств относят:
1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность;
2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

Заключение и вывод

Технический надзор является одним из основных звеньев среди структурных подразделений Госавтоинспекции, так как выполнение функциональных обязанностей данной службы, непосредственно связанно с контролем за техническим состоянием эксплуатируемых на автодорогах и магистралях транспортных средств как в автохозяйствах так и непосредственно при осуществлении контроля за дорожным движением на линии.
Главной задачей службы технического надзора является осуществление контроля за соблюдением действующих на территории Российской Федерации нормативов, стандартов и правил, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию механических транспортных средств и прицепов к ним, находящихся в эксплуатации на территории России, в части обеспечения безопасности дорожного движения:
- нормативных актов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения при переоборудовании механических транспортных средств и прицепов на предприятиях, независимо от форм собственности, а так же отдельными гражданами;
- принимает меры, в соответствии с действующим законодательством при выявлении поддельных или изменённых каким либо способом номеров узлов и агрегатов проверяемых транспортных средств.
При выполнении обязанностей по техническому надзору должностные лица Госавтоинспекции руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
Сотрудники технического надзора выполняют свои обязанности во взаимодействии с министерствами, ведомствами и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения и эксплуатацией транспорта, а также с предприятиями, учреждениями и гражданами, осуществляющими грузо- и пассажироперевозки.
При осуществлении своей деятельности технический надзор ГИБДД проводит:
1. Разработку или участие в разработке правил, нормативов и стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды от вредного влияния автотранспорта.
2. Контроль за соответствием конструкции автотранспортных средств и их дополнительного оборудования требованиям нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Контроль за проведением юридическими и физическими лицами мероприятий по содержанию транспортных средств в технически исправном состоянии.
4. Контроль за техническим состоянием транспортных средств, осуществляемый при надзоре за дорожным движением.
В своей деятельности технический надзор Госавтоинспекции взаимодействует с другими службами ОВД и общественностью, в целях комплексного и эффективного использования сил и средств в обеспечении правопорядка, раскрытия преступлений, розыска угнанного и похищенного транспорта и номерных агрегатов, безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ