Современное состояние финансовой системы Российской Федерации и показатели его оценки

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании современного состояния финансовой системы Российской Федерации и показателей её оценки.

Введение и актуальность


Это крайне важный принцип для создания равновесного бюджета. Для его формирования необходимо проводить тщательный анализ структуры расходования бюджетных средств в текущем финансовом году, учитывать тенденции изменений в экономике, а также закладывать потенциальные риски. Однако достаточно часто дефицит бюджета имеет место, и в таком случае причины могут быть как в переоцененных доходных статьях, так и в недооцененных расходах [20].
Рассматривая принципы функционирования бюджетной системы, следует отмечать, что они направлены на создание стабильной системы с возможностью постоянного повышения эффективности её функционирования. Данное положение обращается к тому, что необходимо создавать не только максимально возможные доходные части бюджета, но распределять и направлять бюджетные ассигнования с максимальным рациональным эффектом.
Следует отметить, что в понятие эффективного распределения и освоения бюджетных ресурсов входит не только направление их в производственные сферы, но и для социальной сферы также подходит данный принцип. Средства должны быть выделены в таком объеме, который позволил бы покрыть основные проблемные области, при этом повысив качество жизни населения. Правило общего покрытия расходов бюджета. Этот принцип основан на том, что нет привязки статей расходов к определенным доходам.
То есть происходит общее поступление финансовых средств, которые идут по заявленным направлениям применения. Но есть исключения из этого правила, которое затрагивает:
целевые средства иностранных заимствований;
добровольные взносы населения; расходы, имеющие целевое назначение в соответствии с международными договорами;
определенные неналоговые доходы;
субсидии, полученные из других бюджетных источников системы.
Прозрачность работы государственной системы является основополагающим моментом, поэтому все принципы бюджетной системы также сводятся к тому, что информация о бюджетных процессах должна быть открытой и публиковаться в средствах массовой информации. К раскрытию информации относят следующие данные [5]:
Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении.
Проекты бюджетов.
Вопросы, вызывающие разногласия независимо от того, какие именно структуры власти выступают в обсуждении.
Следует отметить, что в целом бюджетным правом предполагается наличие секретных статей расходов, но они могут быть утверждены только на уровне федерального бюджета. Такие статьи не попадают под данный принцип.
Указанное положение оперирует тем, что уполномоченный государственный орган власти для работы с бюджетом, независимо от уровня, основывает свою деятельность исключительно на тех правилах и принципах, которые прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Все принципы бюджетной системы РФ основаны на своде правил, изложенных в указанном кодексе. Выделяют также ряд новых принципов, которые были введены не так давно. Среди них:
достоверность расходов, указанных в бюджете;
адресность и целевая направленность бюджетных средств;
единая касса;
подведомственность расходов бюджетов.
Таким образом, можно сказать о том, что организация бюджетных процессов в нашей стране обязательно основана на том, какие принципы построения бюджетной системы РФ утверждены и прописаны в соответствующем кодексе. Благодаря указанным правилам все финансовые процессы, связанные с бюджетированием, имеют четко выстроенную систему подчиненности и системности.
Это очень важный аспект для развития экономических и социальных сфер, ведь благодаря правилам, по которым действуют все экономические субъекты, можно более полно и с меньшими рисками спрогнозировать развитие того или иного процесса. Но принципы бюджетной системы могут также дополняться и конкретизироваться, так как эта система также постоянно развивается с учетом требований развития социально-экономической системы.

Заключение и вывод

Повышение прозрачности и открытости управления общественными (государственными и муниципальными) финансами является одним из приоритетов деятельности Минфина России.
При этом реализация принципа открытости бюджетов, закрепленного Бюджетным кодексом, непрерывно обеспечивается по разным направлениям:
повышение прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления, совершенствование ее формирования, сближение с международными стандартами финансовой отчетности;
совершенствование принципов формирования статистики государственных финансов в Российской Федерации;
развитие информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
расширение состава и содержания информации о бюджете на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
формирование новых наборов открытых данных на официальном сайте Минфина России.
Все это, в том числе, позволяет Российской Федерации удерживать высокую оценку по индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнерством (74 балла при среднем значении индекса в 45 из 100 возможных баллов) и занимать 11 место из 102 исследуемых стран, несмотря на общемировую тенденцию роста требований к прозрачности управления государственными финансами.
Немаловажное значение в обеспечении понятности бюджетных данных имеет «Бюджет для граждан», публикуемый Министерством финансов Российской Федерации ежегодно, начиная с 2013 года в новом формате.
Благодаря задаче, поставленной в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, о публикации (размещении в сети Интернет) брошюр «Бюджет для граждан» на всех уровнях управления, использование «более понятных бюджетов» вошло в деятельность финансовых органов и стало одним из инструментов, обеспечивающих возможность ознакомления граждан с информацией, затрагивающей реализацию их прав, установленных Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.
Сегодня бюджеты для граждан в электронной или печатной форме публикуют все 85 субъектов Российской Федерации, финансовые органы ряда регионов организовали аналогичную работу в муниципалитетах.
Столь широкий охват является ответом на спрос со стороны населения на представление основных приоритетов расходования бюджетных средств в общедоступной форме и позволяет любому гражданину ознакомиться с тем, как используются его налоги от конкретного муниципалитета до федерального уровня.
В этой связи обязанность финансовых органов по формированию информации о соответствующем бюджете в доступной (понятной) для граждан форме планируется закрепить на постоянной основе в составе новой редакции Бюджетного кодекса.
Настоящий бюджет для граждан характеризует основные положения федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий трехлетний период, а также включает основные характеристики бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наиболее полную картину о результатах использования бюджетных средств федерального бюджета можно узнать из иллюстрированных изданий об исполнении федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ежегодно размещаемых на официальном сайте Минфина России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ