16. «Компания одного лица» в российском и зарубежном законодательстве.

Цели и задачи

Целью исследования является изучение норм законодательства, регулирующие отношения между государством и предпринимательством, анализ теоретических и практических аспектов малого бизнеса в современной России.

Введение и актуальность


С учетом разрастающихся процессов глобализации, государство должно корректировать формы государственного регулирования малого бизнеса. Конкуренция между странами по-прежнему является определяющим фактором их мощи, но изменился ее характер – главными инструментами конкуренции выступают теперь не товары, а услуги, информация, инновации и человеческий капитал.
Основным фактором успешности и эффективности государственного регулирования малого бизнеса становится постоянное внедрение новшеств, привлечения современных технологий. Рыночная экономика постоянно пребывает в стадиях технологических революций, которые качественно трансформируют не только структуру производства, но и структуру всей социально-экономической системы. Государственная политика в области развития предпринимательства требует грамотной технологической и инновационной политики и создания необходимых условий для построения качественной и эффективной рыночной экономики.
В настоящее время идет пересмотр государственной политики в области предпринимательской деятельности, приоритет отдается развитию высокотехнологичного производства, появляются новые отрасли, которые государство активно поддерживает, внедряются новшества в традиционное производство. Корпорации активно вовлекаются в инновационный процесс, разрабатывают и внедряют инновации, создавая конкурентные преимущества не только для себя, но и для государства в целом. В свою очередь, государства используют инновации в конкурентной борьбе в глобальном экономическом пространстве. Такая форма взаимосвязи прослеживается в интеграции государства, общества и бизнеса, которые осознают необходимость разработки общей стратегии социально-экономического развития страны совместными усилиями.
Таким образом, регулирование малого бизнеса систематизировано происходит на законодательном уровне, власть выполняет не только исполнительные роли в целях адаптации социальной и экономической системы, но и контролирующую. Экономические условия постоянно меняются и вмешательство государства на состояние дел на рынке всем приносит только пользу. Процессы глобализации, происходящие в мире, ставят перед государством задачи поиска новых форм регулирования малого бизнеса, основанных на сотрудничестве и взаимной поддержки.

Заключение и вывод

Сфера малого бизнеса играет особую роль в социально-экономическом развитии страны, именно сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства и является одной из основ региональной экономики. Малый и средний бизнес задают тон не только в торговле, общественном питании и сфере услуг, но и наряду с крупными предприятиями, обеспечивают серьезное наполнение в производственных и инновационных секторах экономики. В подавляющем большинстве стран мира малый бизнес выступает в качестве важнейшего объекта государственной поддержки.
Многолетние развития рыночных реформ в России не включали в себя развитие малого предпринимательства. И поэтому малый бизнес не занимает надлежащего места в экономике государства. Доля малых предприятий в общем объеме в России гораздо ниже, чем в высокоразвитых странах. Лидирует в этом аспекте США, Япония, Италия, Франция, Германия. Опыт этих стран говорит о том, что при создании определённых условий предприятия малого бизнеса играют важную роль в развитии экономики страны. В последние годы Россия постепенно разрабатывает концепции для улучшения ситуации, связанной с развитием бизнеса.
В настоящее время поддержка государством малых форм предпринимательской деятельности регламентируется ФЗ-209 и некоторыми другими правовыми актами местного и регионального уровня. Для каждой реализуемой программы характерны свои срок действия, бюджет и особенности. Система господдержки бизнесменов включает ряд учреждений, которые выступают в качестве подрядчиков: инвестиционные фонды; венчурные фонды; государственные учреждения; бизнес-школы; общественные организации. В ряде случаев образованию этих структур поспособствовала необходимость создания специального связующего звена между предпринимателями и государством. С каждым годом процесс взаимодействия звеньев этой цепочки все больше усовершенствуется, а взаимодействие становится более эффективным, однако достаточно много вопросов так и остаются нерешенными.
Система поддержки малого бизнеса в России может быть: финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса; имущественной – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом; информационной – помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования; консультационной – помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области; оказание помощи в подготовительной сфере – разработка и внедрение программ, которые направлены в первую очередь на подготовку, переподготовку либо же вовсе повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.
Вместе с тем, несмотря на разнообразие форм поддержки малого бизнеса в России, данная система является малоэффективной, вкладывая огромные средства из бюджета страны в развитие малого бизнеса государство не получает ожидаемых результатов, малый бизнес находится в состоянии «застоя» и наблюдается тенденция к сокращению числа предприятий малого предпринимательства.
Основными факторами, сдерживающими рост малого предпринимательства, является нестабильность экономического развития в стране, несовершенство и постоянные изменения и дополнения нормативного регулирования в сфере малого бизнеса, растущая налоговая нагрузка, именно, на малый и средний бизнес, тотальный контроль со стороны органов власти, банков. Увеличение налогового бремени и повышение отчислений во внебюджетные фонды негативно сказались на сфере предпринимательства.
На наш взгляд, немаловажное значение имеет и такой фактор, как региональная политика по отношению к малому бизнесу. Каждый регион в России уникален по своему экономическому потенциалу, и каждый регион имеет свое видение места малого бизнеса в структуре экономической деятельности. И если одни регионы идут на создание благоприятного предпринимательского климата, использования в регионах всех механизмов государственной поддержки малого бизнеса, то в других просто сворачивают программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Наше видение развития малого бизнеса на региональном уровне заключается в следующих предложениях:
- реорганизация региональных центров поддержки малого бизнеса, расширение их прав в обеспечении каждого предпринимателя всеми видами государственной поддержки на всех стадиях развития предприятия малого бизнеса по принципу одного окна;
- создание единого института финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, который будет проводить финансово-кредитную поддержку малого бизнеса и объединит все функции действующих учреждений. Также это позволит централизованно разрабатывать программы по встраиванию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков и расширит возможности малого бизнеса по сбыту товаров. Деятельность всей инфраструктуры поддержки малого бизнеса будет более скоординированной;
- упрощать процедуры на стадии открытия, повышать ответственность органов власти регионального и муниципального уровня, за создание административных барьеров при открытии предприятия малого бизнеса;
- изыскивать возможности по снижению административной и налоговой нагрузки, увеличивать доступ при формировании муниципального и государственного заказа, создавать для самозанятых граждан условия ведения предпринимательской деятельности в упрощённой форме, развивать меры адресной поддержки, и сопровождение при получении разрешительной документации, и программы обучения кадров; рассмотреть вопрос об увеличении норматива отчислений в местные бюджеты от налоговых доходов, которые дают предприятия на «упрощёнке»;
- совместить интересы регионов, муниципалитетов, Федерации и предпринимателей по развитию малого бизнеса; создавать систему поддержки малого бизнеса исходя и особенностей развития региона, его экономического потенциала, потребностей региона в создании предприятий малого бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие территории;
- привлекать крупный бизнес, общественные бизнес-объединения к активному сотрудничеству с региональным правительством по созданию в каждой территории присутствия крупных компаний благоприятных условий для развития малого бизнеса, используя не только формы государственной поддержки, но и партнерские отношения между крупным и малым бизнесом, использовать мотивационные меры поощрения крупных компаний в содействии органам власти в развитии малого предпринимательства;
- особое внимание региональные и муниципальные власти должны уделять решению проблем молодежи в бизнесе, поддержку именно молодёжного предпринимательства, создавать условия для реализации молодёжных бизнес-инициатив, стимулы расти и развиваться, поощрять и поднимать престиж профессии предпринимателя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ