Роль таможенной процедуры как инструмента таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Цели и задачи

Целью данной работы является характеристика таможенного декларирования товаров при применении различных таможенных процедур (в частности таможенной процедуры Выпуск для внутреннего потребления).

Введение и актуальность


Основным регулирующим документом выступает Договор от 29.05.2014г. «О Евразийском экономическом союзе». Также важно отметить такие документы как: Договор от 10.10.2014 «О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014», Договор от 23.12.2014 «О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014». Данные документ регулирует в том числе применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на уровне стран-участников ЕАЭС. Важно отметить, что применение мер таможенно-тарифного регулирования напрямую связано с начислением и взиманием таможенных платежей.
Необходимо отметить, что регулирование вопросов применения мер таможенно-тарифного регулирования также закреплено на национальном уровне. Национальные нормативные акты раскрывают отдельные положения контроля за начислением и уплатой таможенных платежей. Важным документом в данной сфере является Федеральный закон №311-ФЗ от 27.11.2010 (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Вопросам взимания таможенных пошлин, а также их взыскания имеют отношение статьи раздела II (главы 12-18).
Сущностью таможенно-тарифного регулирования стоит считать воздействие применяемых инструментов на экспорт/импорт перемещаемых товаров через его цену. Главная роль, в данном случае, отводится применению таможенной пошлины, которая позволяет при необходимости увеличивать цену товара. Актуальным данный механизм является для импорта товаров. Увеличивая цену ввозимого товара можно обеспечить более выгодные конкурентные условия для продукции отечественного производителя. Но, в условиях международной торговли и зависимости стран друг от друга, необходимо эффективно применять подобные меры, в соответствии с международными договоренностями.
Рассматривая процедуру Выпуск для внутреннего потребления, необходимо отметить, что к товарам применяются все запреты и ограничения, в том числе носящие характер таможенно-тарифных.
Таможенная пошлина – это один из обязательных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через границу ЕАЭС (ввозная пошлина), либо границу Российской Федерации (вывозная пошлина).
В целом применяемые таможенные пошлины можно разделить на 2 большие группы – ввозные и вывозные. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС). В настоящее время действует Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 (ред. от 28.09.2015) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого тарифа Евразийского экономического союза».
Далее, тарифная квота – это мера регулирования ввоза в отношении определенных товаров, ввозимых в пределах установленного количества и течение определенного периода и сверх него. Тарифные квоты устанавливаются в отношении товаров из тех отраслей, где требуется дополнительная поддержка государства, реализуемая путем регулирования объемов ввоза товаров по «льготным условиям» и ввода повышенных ставок для ввоза товаров сверх необходимого количества. Тарифные квоты могут устанавливаться на уровне союзного государства и на национальном уровне. На уровне союзного государства на 2015 год квоты установлены Решением Коллегии ЕЭК № 131 от 19.08.2014 «Перечень товаров, в отношении которых на 2015 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Таможенного союза и единого экономического пространства» и касаются они группы 02 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Также важное влияние имеет применение тарифных льгот. Тарифные льготы следует относить к инструментам стимулирования внешней торговли определенными товарами. Опять же тарифные льготы могут устанавливаться как на уровне ЕАЭС (в настоящее время они установлены в Договоре от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе»), так и на национальном уровне (см. Закон от 21.05.1993г. (в ред. 24.11.2014) №5003-1 «О таможенном тарифе»). Так, тарифные льготы могут предоставляться в следующих видах – полного освобождения от уплаты пошлины и снижение ставки таможенной пошлины. Например, полное освобождение действует в отношении товаров:
- перемещаемых в качестве вклада в уставный капитал;
- в отношении валюты государств-членов Союза и ценных бумаг;
- товаров, ввозимых в благотворительных целях, за исключением подакцизных, а также товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и др.
В качестве тарифной льготы в виде снижения ставки таможенной пошлины используются тарифные преференции. Применение механизма снижения ставки таможенной пошлины зависит напрямую от страны происхождения товара. В настоящее время можно выделить следующие тарифные преференции:
100% от ставки ЕТТ ЕАЭС – в отношении стран, с которыми заключено Соглашение о применении Режима наибольшего благоприятствования;
75% от ставки ЕТТ ЕАЭС – в отношении развивающихся стран;
0% от ставки ЕТТ ЕАЭС – в отношении наименее развитых стран, стран с которыми действует зона свободной торговли (ЕАЭС, СНГ).
Также в отношении перемещаемых товаров могут взиматься специальные защитные, сезонные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины, которые направлены на защиту отечественного производителя.
Таким образом, при выполнении установленных условий товары приобретают статус товаров ЕАЭС, что позволяет их владельцу использовать ввезенные товары на свое усмотрение. Все запреты и ограничения должны быть документально подтверждены. В качестве основных мер таможенно-тарифного регулирования используются (пошлина, тарифные квоты, льготы, защитные пошлины), нетарифного регулирования (лицензирование, сертификация, техническое регулирование и т.п.).

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСК ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

Заключение и вывод

Методы государственного таможенного регулирования ВЭД классифицируются как: тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и сборы; нетарифные методы, включающие в себя различные виды косвенных налогов на импорт; методы прямого административного регулирования внешней торговли. Подобная классификация довольно удобна для общего понимания способов воздействия государства на внешние торговли.
Таможенная процедура Выпуск для внутреннего потребления подразумевает ввоз товара без обязательства его обратного вывоза. Также таможенная процедура подразумевает применение мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений.
Существует большое количество проблем в сфере применения мер таможенного регулирования при ввозе товаров. Наиболее проблемными направлениями являются – определение таможенной стоимости , применение таможенных пошлин, квот, механизм определения страны происхождения, мер налогового регулирования.
Совершенствование государственного регулирования внешней торговли основывается на развитие системы регулирования в целом. Основными направлениями совершенствования необходимо считать: повышение эффективности контроля таможенными органами таможенной стоимости (в частности, усиление контрольных мер, развитие информационных систем о ценах на товары и модернизация системы актуализации профилей рисков), усовершенствование таможенной инфраструктуры (сюда следует отнести не только развитие инженерно-технического состояния таможенных органов, но и развитие информационных технологий), повышение эффективности сотрудничества таможенных и налоговых органов (в части применения информационных технологий, а именно, практическая реализация Единой информационной системы таможенных и налоговых органов для оперативного получения информации о внешнеторговой сделке для повышения эффективности контрольных мероприятий), развитие механизма применения тарифных квот (разработка разъяснения по порядкам установления и практической реализации механизма квотирования товаров), совершенствование системы таможенного контроля товаров (т.е. развитие нормативных норм, регулирующих вопросы применения контрольных мер, а также связанные с выпуском товаров), завершение процесса внедрения системы «единого окна» (т.е. практическая реализация системы таможенного оформления и прохождения других контрольных мероприятий в кратчайшие сроки), совершенствование правоохранительной деятельности (в сфере выявления и пресечения таможенных правонарушений как со стороны участников внешней торговли, так и со стороны сотрудников таможенных органов). Помимо этого, необходимо развивать каждый из применяемых инструментов государственного регулирования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ