идея человеческого достоинства в политико юридических доктринах государстве и праве

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение идеи человеческого достоинства в политико-юридических доктринах государства и права.

Введение и актуальность


Персидский царь Дарий в письме Гераклита писал: «Ты написал книгу «О природе», которая является трудной для понимания и к истолкованию. Если толковать ее местами по твоим словам, то кажется, что значение лежит в том, что твоя книга представляет теорию всего мира, а также и явлений, которые происходят в нем, которые проявляются и продаются. Итак, царь Дарий, сын Гистаспа, желает стать учеником и участником греческого образования. Поэтому ты не медли, выбирайся скоро в дорогу и явись передо мной и моим царским дворцом.
Потому эллины в большинстве случаев равнодушны к своим мудрецов, и вовсе не обращают внимания на их учреждения, чтобы воспринимать их серьезно. Но у меня отдадут тебе всякое уважение; ежедневно ты найдешь доброжелательное обращение, а также жизнь, что соответствует твоим основным правилам».
Гераклит ответил так:
«Гераклит Эфесский царю Дарию, сыну Гистаспа, посылает свой привет».
«Все люди, живущие здесь, на земле, очень далеки от правды и справедливости, их сердце склоняется больше к успокоению их жажды денег и жажды славы, вследствие их нуждающегося невежества. Но что касается меня, то я очень строго отказываюсь от всякой подлости, избегаю от удовольствия всякой зависти, которая хочет для меня набрать значение, поэтому я не могу решиться приехать в Персию, я довольствуюсь малым, как это соответствует моим желанием ».
Приведем еще один пример:
«Из письма Демокрита к Гиппократу».
«Царь персов приглашает нас к себе, не зная о том, что для меня слово мудрость является ценным золота». Это яркий пример показания не только по чести и достоинства, но и мужества мыслителей.
Проблему чести и достоинства человека не обошел и древнегреческий философ Платон. Он считал, что их становление происходит благодаря самосовершенствованию души. Другими словами, чем выше духовное развитие человека, тем он становится более достойной, надежной опорой государства и общества. Платон эту проблему тесно связывает с ее долгом перед родиной. «Родина, - говорит философ, - более драгоценна, чем мать и отец, она неприкосновенна и священна». Гражданин, который защищает честь своей страны, - заключает Платон, защищает свою честь и достоинство.
Гениальный древнегреческий мыслитель Аристотель в своих философских трудах проблеме этике (морали) посвятил следующие труды: «Этика Никомаха», которая была посвящена для Никомаха, сына Аристотеля; «Этика Эвдема» и «Большая этика». В этих произведениях философ специально не рассматривал проблему чести и достоинства человека, но он много внимания уделял проблеме добродетели и свободы. Аристотель отмечает, что в обществе, во всех его элементах, которые тесно связаны между собой и составляют единое целое, элемент власти и элемент подчинения во всем. Это общий закон природы, и ему подчинено все, в том числе и в обществе. Анализируя проблему свободы, Аристотель считает, что в обществе должны существовать как свободные граждане, так и рабы. Кто по своей природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб».
В эпоху средневековья доминирует теологический подход к определения чести и достоинства человека. Согласно этому подходу, приоритет тела над духом полагался в культуру вообще и воспитания молодежи в частности. В этот период существовали две системы воспитания, в которых значительная роль отводилась формированию чести и достоинства, а также морально-христианских добродетелей. Это были рыцарские и монастырские системы воспитания. «Теоретические основы этого воспитания находим в философов отцов церкви, педагогов (Ориген, Тертуллиан, Августин, Боэций, Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скот, Майстер Экхарт и др.) ».
Деятели эпохи Возрождения и Нового времени пытались подойти к оценке значения личности с точки зрения разума и требований человеческой природы. Т. Гоббс ставил честь и достоинство человека в зависимость от ее личных способностей и добродетелей, ее социального положения, которые создают могущество человека. Философ делает следующий вывод: «Достоинство. Общественная ценность человека, то есть, та цена, которая предоставляется ей государством, является то, что люди, как правило, называют достоинством. И та цена является в предоставлении военных, судейских, государственных должностей ».
Мыслители эпохи Нового времени проблему чести и достоинства человека тесно связывали с ее свободой. Так, Б. Спиноза утверждает, что только свободный человек знает, что такое честь и достоинство. Личность, угнетенная социально и интеллектуально, теряет чувство чести и достоинства. Аналогичного подхода к чести и достоинства человека соблюдать и Дж. Локк: «Свободный человек скорее потеряет жизнь, чем честь. Пренебрегая честью, человек уничтожает все человеческое в себе».
Анализируя проблему чести и достоинства человека, Ж.-Ж. Руссо тесно связывает ее с личной свободой человека. Проблему чести, достоинства и свободы человека поднимали в своих научных трудах и выдающиеся немецкие философы Кант и Г. Гегель. В своих философских произведениях И. Кант рассматривал человеческую личность как сознательное моральное существо, которое должно обладать самоуважением. Проблему чести и достоинства Кант рассматривает как результат личной свободы человека.
Немецкий философ понятие «честь» тесно связывает с поведением человека, прежде всего в ситуации, когда ей нанесена обида в грубой форме, унижающей его честь и достоинство.
Проблема чести, достоинства личности ее свободы ответственности чрезвычайно волновала также и великого мыслителя В. Ф. Гегеля. Немецкий философ указывает на объективный характер чести и достоинства личности. Анализируя проблему чести и достоинства, немецкий мыслитель, как уже было отмечено ранее, связывает ее с государством, которое должно обеспечить свободу каждому индивиду. Анализируя проблему свободы, Гегель писал: «Только в субъекте может реализовываться свобода ... высокое значение человека заключается именно в том, что она знает себя как абсолютное, и определяет себя».
В «Философии права» Гегель отмечает, что само государство держится не на обязанности, а на чести. Хорошо известно, что Гегель чрезвычайно высоко ценил роль и место государства как «морального универсума». Вместе с тем, требуя от индивида строгого соблюдения законов государства, он обязывал государство защищать честь и достоинство своих граждан. Пренебрежение чести и достоинства, которое проявляет государство к своим гражданам, не делает чести ей самой, это является грубым нарушением прав и свобод индивидов.

Заключение и вывод

Итак право, как эффективный социальный регулятор, и общество в целом указанные и определенные, прежде всего, природой человека, особенностями ее социального и духовного бытия, а главное - ценность человека, человеческим достоинством. Таким образом не только общество влияет на человека, а в равной степени и человек влияет на все компененты общества и права. Поэтому именно через понимание сущности человека, его ценности как биосоциодуховного существа следует искать объяснение сущности права и проводить его философское обоснование.
Идея человеческого достоинства заключает в себе требование уважения прав и свобод индивидуума в коллективах, где он живет и, в частности, в независимом политическом обществе. Причем такое требование базируется на признании упомянутыми коллективами ценности и значимости для этих социальных общностей каждого их члена. В независимом политическом обществе указанное признание выражается в наделении его члена определенным кругом юридических прав и обязанностей.
Так как каждый человек имеет достоинство, то можно говорить и о
достоинстве человеческих коллективов, в которые люди входят. И среди них о достоинстве главного объединения, которое интересует юристов – независимого политического общества. А чем больше в последнем достойных людей, тем выше достоинство самого этого объединения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ