Методология наблюдения в психолого — педагогической практике ( с использованием схемы А. С. Залужного)

Цели и задачи

Цель курсовой работы – выявление специфики функционирования наблюдения как основного метода в практике психолого-педагогического исследования.

Введение и актуальность


Только в 70-е годы ХХ века системный принцип стал широко освещаться в отечественной педагогике. В теории этот подход был выявлен ранее, но непосредственное применение в исследовательских трудах он нашел только после подтверждения своей значимости и необходимости педагогами-практиками [Образцов, 2004:129].
Примером системного принципа является воспитательная система А.С. Макаренко. В своих исследованиях ученый опирался на принцип системности, сущность которого он выявлял в выражении объекта воспитания как сложнейшей, полифункциональной системой, которая подвергается определенному комплексу внешних воздействий.
В результате этого основные постулаты педагогических исследований А.С Макаренко отражают идею того, что воспитание как непрерывный и целенаправленный педагогический процесс развития личности должен опираться на идеи философского и педагогического содержания.
2. Личностно-ориентированный.
Данный принцип заявил о себе в конце XX века – начале XXI века стал одним из наиболее популярных, воспринятых практически как руководство к действию и реализации подходов.
В современной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предметом исследования таких ученых, как:
- Е.В. Бондаревская,
- Л.И. Новикова,
- И.С. Якиманская.
Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходимых условий для самоопределения, самопознания, самовоспитания и самореализации человека, развития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.
3. Аксиологический.
Данный принцип также именуют ценностным, потому что он опирается на основные принятые и утвержденные ранее концепции. Наука о ценностях человеческого познания, развития и становления набирает все больше обороты в современное время – так сложилась наука «аксиология». Это своего рода сложившийся канон новой философии образования, в центре которой личность всесторонне развитая, успешная и перспективная.
Развитием и внедрением в отечественную педагогику основ аксиологии занимались такие ученые, как:
- А.Г. Асмолова,
- Б.С. Гершунский,
- В.В. Николина и др.
Важнейшей особенностью аксиологического принципа в педагогическом исследовании является гуманистическая направленность на ценность человеческой личности, на формирование ценностного отношения к наследию прошлого и настоящего [Бабанский, 1982:98].
4. Культурологический.
Данный принцип зародился в ХХ веке и впервые был апробирован российским ученым – С.Т. Шацким. В своих работах исследователь видел в культуре и истории тот фактор, который способен развивать, образовывать и направлять человека, «взращивая из него личность всесторонне развитую…» [Загвязинский, 2001:40].
Основное значение данного принципа заключается в рассмотрении культуры как явление социальное и педагогически обусловленное. Культура воспитывает, образовывает, учит.
5. Акмеологический.
Основными методологическими категориями данного принципа считаются:
1) развитие личности;
2) сама личность.
Теоретической основой этого принципа следует считать «акмеологию» – это синтезированную область знаний о достижении человеком основных высот творчества, образования и профессиональности.
В ней синтезируются (взаимодействуют) знания по различным областям. Основным представителем этого принципа в изучении методологии педагогических исследований является Н.П. Максимова.
7. Антропологический.
Этот принцип разработал и апробировал российский ученый – К.Д. Ушинский. В соответствии с его взглядами антропологический подход означает системное использование знаний о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
8. Синергетический.
Этот принцип означает тесное сотрудничество или контакт. Его изучением, разработкой и апробированием занимаются такие российские педагоги-ученые, как:
- Н.А. Рыбников,
- Н.В. Кузьмина,
- А.А. Реан и др.
Синергетический подход основан на признании необходимости использования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самореализации и становлении личности.
Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социальной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.
В связи со всем выше сказанным, следует отметить, что разнообразные конкретно-методологические принципы педагогического исследования позволяют подготовиться к исследованию более тщательно, скрупулезно изучить теоретический материал и исследуемый объект.

Заключение и вывод

Настоящая курсовая работа посвящена рассмотрению такого важного вопроса педагогики как специфика актуальных направлений педагогических исследований в современном образовательном и научном пространстве.
Рассмотрев в первой главе настоящей курсовой работы такие важные вопросы, как понятие и специфика принципов педагогических исследований, мы пришли к следующим выводам.
Педагогическое исследование тесно связано с дидактикой (обучением). Интеграция основных методов педагогического исследования позволяет выделять эти же методы и в процессе обучения:
1) эксперимент,
2) наглядность,
3) ИК-технологии и др.
Подробно рассмотрев специфику педагогического исследования, мы выделили его основные функции:
1) коммуникативная,
2) познавательная,
3) социальная.
Каждое педагогическое исследование должно следовать принципу единства, которое всегда отражается в соподчинении теории, практики и экспериментально части.
Личность исследователя играет главную роль.
Педагогическое исследование направлено на анализ субъектов педагогического пространства.
Разнообразие принципов методологических подходов педагогического исследования позволяет провести более качественную и эффективную научную работу.
Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
1) провести качественное эмпирическое исследование;
2) составить более детальный и подробный план (сценарий) научного исследования по рассматриваемой теме;
3) изучить достаточно глубоко проблему исследования и имеющиеся практические разработки авторов прошлых лет и современного периода.
Среди принципов педагогического исследования основными являются: системный, аксиологический и культурологический.
Системный принцип (подход) является одним из самых основных и важных принципов в методологическом аспекте педагогических исследований. Он обусловлен тем, что процесс образования реализуется в среде разнообразных систем, а это позволяет выдвигать его на первый план.
Аксиологический принцип также именуют ценностным, потому что он опирается на основные принятые и утвержденные ранее концепции.
Наука о ценностях человеческого познания, развития и становления набирает все больше обороты в современное время – так сложилась наука «аксиология».
Это своего рода сложившийся канон новой философии образования, в центре которой личность всесторонне развитая, успешная и перспективная.
Значение культурологического принципа заключается в рассмотрении культуры как явление социальное и педагогически обусловленное. Культура воспитывает, образовывает, учит
В практической части настоящего исследования мы рассмотрели вопрос, касающийся изучения и выявления специфики такого метода в практике психолого-педагогического исследования, как наблюдение.
Под наблюдением мы понимаем процесс непосредственного анализа характера взаимодействия участников психолого-педагогического исследования.
На основе полученных данных можно говорить об уровне психологического и интеллектуального развития обследуемых.
В качестве наиболее эффективной нами была приведена методика наблюдения по схеме, разработанная А.С Залужным в 1931 г. Данная схема позволяет провести наблюдение более качественно, что способствует преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ