Гражданская правосубъектность физических лиц в современном российском гражданском праве

Дискуссии возникают по поводу самостоятельного существования и необходимости, полезности категории «правосубъектность» для юриспруденции. Наряду с правоведами, которые указывают на необходимость использования понятия «правосубъектность», существуют ученые, которые в своих трудах полностью отрицают правосубъектность, считая ее абсолютно ненужной для науки, обременяющей юриспруденцию.
Так, в частности, в начале XX в. Л. Дюги [41, с. 208] и его сторонники считали, что термин правосубъектности не следует использовать ввиду того, что правосубъектности как таковой в виде отдельной категории не существует, независимо от общей или отраслевой принадлежности.
Н. М. Матузов считает, что не следует использовать термин «правосубъектность» ввиду того, что данное понятие усложняет и без того сложные вопросы и ведет к новым излишним спорам и дискуссиям [27, с. 84]. Так же, как Н. М. Матузов, отрицают возможность использования правосубъектности Н. А. Чечина и В. И. Корецкий, ссылаясь на то, что действующее законодательство не дает такого понятия, как «правосубъектность» [22, с. 97; 39, с. 24].
А. В. Венедиктов в своих трудах отождествляет категорию «правосубъектность» и «правоспособность», полагая, что государство наделяет лиц правоспособностью или, что то же самое, правосубъектностью, т.е. способностью иметь права и обязанности [12, с. 24]. По мнению А. В. Венедиктова, правоспособность и правосубъектность представляются равнозначными, за исключением случаев, в которых затруднительно отделить правоспособность от дееспособности. В такой ситуации правосубъектность является не просто правоспособностью, но праводееспособностью [13, с. 506-507].
Правоспособность, с которой иногда отождествляется правосубъектность, отражает не возможность быть субъектом права, а предусматривает способность иметь предусмотренные объективным правом права и нести соответствующие обязанности [31, с. 60-64]. Аналогичное отождествление категорий встречается в позиции С. Н. Братуся, Н. Г. Александрова, А. Г. Потюкова, А. В. Мицкевича [6, с. 5; 29, с. 6; 33, с. 5].
Правосубъектность – общая способность лица быть субъектом правоотношений [20, с. 56], при этом рассматривается не только признание лица в качестве субъекта правоотношений вообще, а также квалификация его в качестве субъекта или возможного субъекта конкретно-субъективных прав и обязанностей [11, с. 26]. Правосубъектность рассматривается как социально-правовая способность лица, которая служит юридической мерой способности участия в правоотношениях [23, с. 17]. О. А. Красавчиков считает, что с точки зрения своей юридической сущности правосубъектность представляет собой социально-правовую способность, юридическое качество лица [23, с. 11].
Абсолютно все участники правоотношений правосубъектны [23, с. 10], правосубъектности придается всеобщий и абстрактный характер. Существует мнение, согласно которому правосубъектность понимают только как абстрактную возможность участия в правоотношениях, не имеющую конкретного содержания. По мнению В. Ф. Яковлева, в таком качестве, не имея конкретного содержания, правосубъектность существовать не может. «Правосубъектность означает, с одной стороны, наделение субъектов определенными социально-правовыми возможностями, а с другой – установление их пределов, границ. Правосубъектность, не имеющая конкретного содержания, не могла бы выполнять эти функции» [41, с. 39]. Правосубъектность абстрактна ввиду того, что является лишь возможностью быть носителем прав и обязанностей, служит предпосылкой к их возникновению у лица.
Как и В. Ф. Яковлев, Б. Н. Мезрин рассматривает правосубъектность как правовую возможность общего и абстрактного характера, имеющую определенное содержание. «По характеру она является относительно статичной конкретной правовой связью между лицом и государством и абстрактной – по отношению к другим лицам. В ее состав входят юридически опосредованные элементы – способности лица: иметь права и нести обязанности, возникновение, изменение и прекращение которых связывается законом с действиями самого лица и других лиц, а также с наступлением событий (правоспособность); своими действиями приобретать и создавать для себя и других лиц права и обязанности (дееспособность)» [28, с. 52].
Т. И. Илларионова, анализируя понятие «правосубъектность», пишет, что «чаще всего правосубъектность определяют через категорию «способности», и, надо сказать, эта категория точно отражает специфику содержания правосубъектности. В ней находят выражение и особенности социальных свойств субъектов права (например, их волеспособность), и мера гарантированных (закрепленных) законом возможностей (долг)» [19, с. 57].
Таким образом, правосубъектность – объективная категория, которая дана лицу и признается за ним всегда, независимо от гражданства, социального происхождения, физических свойств лица, его возраста, пола и т.д. Категория правосубъектности существует, поскольку связана с субъектом права, в правовых системах современности внимание акцентируется именно на этой последовательности. Человек рождается и в момент рождения становится правосубъектным.
Особенностью правосубъектности является ее гарантированность государством, правосубъектность как юридическая способность быть субъектом правоотношений закреплена в главе 2 Конституции Российской Федерации, в силу которой человеку от рождения принадлежат неотчуждаемые права и свободы (ст. 17) [35, с. 2-5]. В соответствии с действующим законодательством только государство определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом права, а следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать.
Правосубъектность, как и правоспособность и дееспособность, нельзя ни расширить, ни ограничить, ни отменить по договору или по завещанию. Ее невозможно произвольно установить, изменить или отменить.
Правосубъектность не зависит от воли и желания частных лиц и организаций. Она так же, как и составляющие ее звенья – правоспособность и дееспособность, возникает, изменяется и прекращается не иначе, как только с помощью объективного права [26, с. 591-597].
Таким образом, институт гражданской правосубъектности – один из главных институтов гражданского права в Российской Федерации. Это объясняется тем, что неотъемлемым условием наличия права человека распоряжаться своим имуществом, быть участником гражданских правоотношений, совершать сделки, является наличие правоспособности и дееспособности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ