Система органов государственной власти: принципы организации и проблемы совершенствования

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть систему органов государственной власти.

Введение и актуальность


В настоящее время общепризнанным является определение органа государственной власти, характеризующее его как звено государственного аппарата, которое участвует в осуществлении определенных государственных функций, а также наделено в связи с этим властными полномочиями. В целом понятие органа государственной власти состоит из совокупности всех его признаков. Орган государственной власти: 1) создается и действует от имени государства (в целом от имени Российской Федерации или же ее субъекта); 2) действует на основе законов и иных нормативных правовых актов; 3) выполняет свойственные ему задачи и функции; 4) имеет собственную компетенцию; 5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью; 6) наделен властными полномочиями (его решения принимаются от имени государства, носят общеобязательный характер). Только при наличии совокупности всех указанных признаков дает основание для отнесения того или иного органа к числу государственных, поэтому не каждое государственное учреждение или организация будет являться государственным органом власти. Например, государственное учебное заведение или же учреждение здравоохранения к числу государственных органов не относится. Система государственных органов власти достаточно сложна, она состоит из различных, иерархически соподчиненных звеньев. Так, в зависимости от критерия государственные органы власти делятся на разные виды. По уровню деятельности различаются федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ. На уровне федерации система государственных органов власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также федеральные суды. Системы органов государственной власти субъектов РФ это - «образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте Российской Федерации». Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязанные органы российского государства, функционирующие и взаимодействующие между собой при осуществлении государственной власти, формируют государственную систему органов власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в указанную систему входят как органы государственной власти Российской Федерации, так и органы государственной власти субъектов Федерации. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что «систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ». «Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство». Российская Федерация является федеративным государством, которое сочетает в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (республики, автономные округа, автономная область — в общей сложности 27 национально-государственных образования; края, области, 3 города федерального значения – всего 58 государственно-территориальных образований); в общей сложности 85 субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ, субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. При этом все субъекты РФ соответствуют следующим конституционным принципам: 1) не обладают суверенитетом; 2) не имеют права на выход из состава государства; 3) граждане абсолютно любого субъекта РФ имеют равные права и обязанности на всей территории РФ; 4) локальные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; 5) на уровне федеральной власти все субъекты равноправны. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами: 1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. 2) Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ. 3) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. 4) Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию. 5) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. На территории субъекта РФ система органов государственной власти, согласно ст. 77 Конституции РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В частности, принимаются во внимание вышеупомянутый Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации», а также основы конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти. Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между этими уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной власти в РФ. Вместе с тем, для того, чтобы федерализм был реальным, а власть демократически децентрализована, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы региональным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и её субъектами. Создание механизма власти в субъектах РФ относится к числу вопросов, основы которых требуют закрепления на конституционном уровне – как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Поэтому общефедеральные основы организации государственной власти в субъектах РФ закрепляются Конституцией РФ, а соответствующие им конкретные системы органов власти – в конституциях (уставах) субъектов.

Заключение и вывод

Являясь социально-политической организацией, государство осуществляет публичную власть, т.е. воздействует на происходящие в обществе процессы и поведение людей в интересах всего общества. При этом Конституция Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.В конце 80-х - начале 90-х годов рядом ученых нашей страны обосновывалась необходимость организации государственной власти в соответствии с идеей правового государства и разделения властей, что было совершенно новым по сравнению с действовавшей тогда Конституцией. Это было связано с пересмотром идейных установок и необходимостью построения правового государства. «Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов», - отмечает в то время крупный отечественный государствовед В.С. Нерсесянц». Разделение властей отражает и выражает единство власти, ее нераздельность, что позволяет обеспечить стабильность и эффективность власти, выразить волю и интересы источника власти – народа, граждан, государства. При этом понятие «разделения властей» конкретизирует и раскрывает внутреннее содержание принципа разделения ветвей власти, структурно-функциональную наполненность данного феномена. Необходимо понимать, что на практике разделение властей может в полной мере функционировать только в демократическом государстве. При квазидемократическом, авторитарном, тоталитарном политическом режимах, где она может быть формально прописана в Конституции, на самом деле она не существует. Также следует учитывать, что разделение властей в каждой отдельно взятой демократической стране реализуется по-своему. Где-то преобладает исполнительная ветвь власти, а где-то – законодательная. Это характеризуется целым рядом аспектов – политическим режимом, определенным периодом времени, традициями.Исторический опыт показывает, что реализация идеи разделения властей неосуществима в полном объеме. Она может быть осуществлена в виде общего принципа, руководящего начала, которым следует руководствоваться при создании структур государственных органов и определении контуров их полномочий. Тем не менее, в течение нескольких веков разработаны универсальные положения, составляющие основу этой теории: относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей; структурно-функциональная определенность каждого государственного органа, осуществляющего соответствующую власть; существование системы сдержек и противовесов для предотвращения узурпации всей государственной власти одним человеком или группой лиц. В заключении, отметим, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации занимают особое место в системе власти, правовой основой которых является Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы, федеральные законы и другими нормативно-правовые акты. Заметим также, что в пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделены самостоятельностью и независимостью. Можно выделить федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ