Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности у младших школьников в процессе обучения

Цели и задачи

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках средствами дидактической игры.

Введение и актуальность


Итак, познавательная активность – результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности, а также фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
Таким образом, в качестве рабочего определения в дальнейшем мы будем рассматривать познавательную активность как формирование навыков познавательной деятельности у младшего школьника, как целенаправленный процесс развития устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.

Анализ современного педагогического опыта активизации познавательной деятельности младших школьников
Проблема познавательного интереса у младших школьников — однаиз актуальных для современной школы. Педагогической наукой доказананеобходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление еёпрактикой обучения.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленностьличности на познание и избирательный характер, выраженный в той илииной предметной области знаний. В условиях обучения познавательныйинтерес выражен расположенностью школьника к учению; кпедагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов младшихшкольников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетанииэмоционального и рационального в обучении [30, 12-24].
Современная психология утверждает, что продуктивное мышление всегда связано с разрешением проблемы. «Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [31, 289].
Мышление не только начинается с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных задач, проблемы в целом. Таким образом, активизация учения есть, прежде всего, организация по всем учебным предметам действий учащихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем. Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. В учебном процессе осознание проблемы чаще всего организуется учителем. Очень важен в этом плане начальный момент познания, момент зарождения познавательной потребности. Однако у учителя всегда есть возможность использовать различные приемы и средства, которые обеспечивали бы познавательную деятельность школьников. В работе отечественных дидактов по разному трактуются условия активизации учения. В. Ф. Шморгун в качестве таковых называет бодрое настроение, жизнерадостность, определенный темп работы, доброжелательный микроклимат в классе. Одним из условий активизации учебного познания Л. П. Аристова справедливо считает сочетание индивидуальных и коллективных форм познания. Н. А. Половникова в число основных условий включает систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы, разнообразие учебной деятельности, индивидуальный подход к учащимся. Исследования в этой области Т. А. Ильиной, С. Г. Шаповаленко, И. И. Тихонова и других также направлены на выявление условий и средств, обеспечивающих повышение активности школьников в учении. Особое направление в совершенствовании методов обучения занимает внедрение технических средств обучения. Теоретические основы и практическая реализация этого направления также связаны активизацией учения школьников. Именно эта связь осуществляется в работах Л. П. Прессмана, Е. Е. Соловьевой, Н. П. Шахмаева и других исследователей. Использование технических средств позволяет учителю воспитывать интерес к предмету, осуществлять связь обучения с жизнью. А это в свою очередь побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности на уроке и воспитывает познавательные способности.
Дидактическая игра также является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес у учащихся к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний [32, 95-98].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что сегодня психолого-педагогические исследования направлены на изучение специфики познавательной деятельности и активности детей, разработку комплекса формирования познавательной активности, но ещё мало изученными являются условия формирования познавательной активности.
На современном этапе вопрос формирования активной познавательной деятельности находит выражение на разных уровнях - на уровне государства, на уровне науки, на уровне образовательных учреждений. При этом едино мнение специалистов об особенностях развития познавательной деятельности. Её отождествляют с познавательным интересом в деятельности, а также проявлением самостоятельности и инициативы.

Заключение и вывод

Как показало данное теоретическое исследование, одним из эффективных средств обучения является дидактическая игра, которая содержит в себе необходимые проблемные ситуации, которые способствуют развитию познавательной активности младших школьников. Дидактическая игра как педагогическое средство - это целенаправленно организована учебно-игровое взаимодействие тех, кто учится. Метод дидактических игр имеет много разновидностей. Их общей характеристикой является элемент игры.
Игра как метод обучения организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Специалисты связывают игры младших школьников с изменением ведущих видов деятельности и с
формированием движущих сил обучения. Положительным итогом применения игры в учебно-воспитательном процессе младших школьников является изменение самого подхода к обучению, учеников начинает привлекать познавательная деятельность, меняется мотивация обучения. Содержание обучения (чтение, письмо, счет), находясь в зоне ближайшего развития младшего школьника, начинает вызывать познавательный интерес. В перспективе вырабатывается умение быстро ориентироваться в учебных ситуациях, быстро находить правильное решение познавательных задач, проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, то есть формируется познавательная активность школьника. Постоянное привлечение школьников к разнообразной игровой деятельности способствует воспитанию устойчивого познавательного интереса.
Именно дидактическая игра относится к активным, нетрадиционным, признанным методам обучения и воспитания младших школьников. Ценность и актуальность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функция действуют в тесной взаимосвязи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ