Традиционный тип стратегического управления :достоинства и недостатки

В заключении стоит отметить, что стратегическое планирование занимает низшую ступень в иерархии государственного стратегического планирования. Являясь элементом стратегического управления муниципальным образованием, стратегическое планирование устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, согласовывает интересы ключевых субъектов территории, акцентирует внимание на наилучшем удовлетворении потребностей местного сообщества. Суть стратегического планирования развития муниципального образования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней и внутренней среды, имеющихся ресурсов и основных показателей социально-экономического развития.

1.2 Нормативно-правовая основа стратегического управленя

Обращаясь к указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». В статье 31 указа определено, что основными документами стратегического планирования на региональном уровне являются стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии (комплексные программы) социально-экономического развития субъектов РФ. Таким образом, основываясь на данном указе и в отсутствие иных нормативных правовых документов по данному вопросу, можно приравнять стратегии макрорегионов к стратегиям федеральных округов. 
Стратегии социально-экономического развития федеральных округов играли и продолжают играть важную роль в вопросах планирования и бюджетирования. Стратегии призваны были определить конкурентные преимущества и перспективные экономические специализации каждого субъекта РФ, входящего в состав федерального округа, целевые показатели социально-экономического развития макрорегиона на планируемый период, стратегические приоритеты и направления развития объектов федеральной, производственной и социальной инфраструктуры, оказывающих определяющее влияние на экономическое развитие округа и его регионов. Кроме того, они включали в себя меры по обеспечению сбалансированного развития субъектов РФ, в частности меры по опережающему развитию депрессивных территорий.
Распоряжениями Правительства РФ были утверждены следующие стратегии федеральных округов и отдельных территорий:
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;
Стратегия социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года;
Комплексная стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2020 года;
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года;
Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года;
Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года;
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года;
Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Стратегии макрорегионов как федеральных округов должны стать инструментом согласования и балансировки отраслевого и регионального подходов развития России. Они находятся на стыке стратегий отраслей экономики и субъектов РФ, что позволяет им координировать взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Координирующим органом стратегий макрорегионов (федеральных округов), продолжая многолетнюю успешную практику, должны оставаться аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Возможно, описанная конфигурация в последующем найдет формальное отражение в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие многомерный и многоаспектный процесс, который рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей для улучшения качества жизни населения. Процесс социально-экономического развития включает в себя три важные составляющие:
Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
Увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Соответственно целям социально-экономического развития строится система критериев и показателей, которые можно использовать в межтерриториальном сравнении: на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
уровень образования;
уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
состояние окружающей среды;
равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
обогащение культурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ