Бюджетная реформа в РФ: предпосылки проведения и направления реализации.

Цели и задачи

Цель работы – провести анализ бюджетной реформы РФ на современном этапе.

Введение и актуальность


Таким образом, объем и качество таких услуг ассоциируются у граждан со степенью заботы государства, отдачи от уплаченных налогов. Актуальность рассматриваемых проблем обусловлена не только оценкой налоговой нагрузки на национальную экономику, но и будущим видением обеспеченности различных слоев и групп населения важнейшими услугами в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения и другими.
Суть осуществляемых бюджетных реформ выражается в кратком тезисе – сместить акценты бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств.
Можно выделить 3 уровня проведения бюджетных реформ: макроуровень: Федерация – субъекты РФ – органы местного самоуправления; мезоуровень: Правительство – финансовые органы – Министерства; микроуровень: Министерства – службы – учреждения.
Основными целями бюджетных реформ выступают:
- Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств – осуществление административного и финансового переподчинения ряда бюджетополучателей;
- Уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений – расширение возможностей по привлечению организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг, оплачиваемых из государственного бюджета;
- Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных услуг – переход к новым направлениям и формам предоставления государственных услуг (использование конкурентных способов распределения бюджетных средств);
- Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат - повышение ответственности органов исполнительной власти за достижение поставленных целей, их заинтересованности в максимально эффективном использовании бюджетных средств, повышение роли бюджета как инструмента осуществления государственной экономической политики за счет обеспечения связи между отраслевыми стратегиями и задачами бюджетного финансирования.
Анализ зарождения идей бюджетных реформ и их становления в системе публичной власти России через программные документы, позволяет выделить основные этапы реформы:
1. Системная постановка проблемы реформирования межбюджетных отношений в Концепции реформирования межбюджетных отношений в 1991-2001 гг.. Был намечен переход к новой методике выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и создание (за счет займа МБРР) Фонда развития (реформирования) региональных финансов – основного инструмента продвижения бюджетных реформ на региональном уровне;
2 Разработка финансовой основы новой системы местного самоуправления, разграничение расходных обязательств, ликвидация, в основном, необеспеченных федеральных мандатов, закрепление на постоянной основе доходов за бюджетами бюджетной системы РФ, отработка системы межбюджетных трансфертов в рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма;
3. Формулировка новых организационно-правовых форм учреждений государственного сектора в Принципах реструктуризации бюджетного сектора РФ. Разработана идея государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации - прообраз автономных учреждений, введенных с 2007 г. и специализированного государственного (муниципального) учреждения – прообраз новых бюджетных учреждений, которые введены с 2011 г.;
4. Утверждение Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., которая предусматривала: введение среднесрочного бюджетного планирования переход к бюджетированию, ориентированному на результат; разработку новой бюджетной классификации и системы учета;
5. Внесение комплексных поправок законом № 63 от 26.04.2007 г. в Бюджетный кодекс РФ: установлено понятие «публично-правового образования»; Стабилизационные фонд был преобразован в Резервный и Фонд национального благосостояния. На данном этапе был принят первый трехлетний бюджет (на 2008-2010гг.), в Бюджетном кодексе отражена новая бюджетная классификация, расходные обязательства и виды бюджетных ассигнований, порядок осуществления бюджетного процесса (составление, исполнение, проверка), определены участники бюджетного процесса (законодательные органы власти, Правительство РФ, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, главные распорядители бюджетных средств, распорядители, получатели бюджетных средств, администраторы доходов бюджета, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета, органы бюджетного контроля, получатели бюджетных средств (только бюджетные учреждения).
Федеральными законами, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления расходные обязательства были разделены на действующие и принимаемые, на публичные, принимаемые законодательными актами прямого действия и гражданско-правовые, принимаемые прочими нормативно-правовыми актами и межгосударственными договорами в пределах лимитов бюджетных обязательств:
6. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., которая предполагала:
- переход к программной структуре бюджетов, оптимизацию функций государственного управления;
- повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг;
- развитие системы государственного и муниципального финансового контроля;
- формирование комплексной федеральной контрактной системы;
- реформирование системы бюджетных платежей;
- развитие информационной системы управления государственными финансами.
Государственные программы вытекают из Концепции долгосрочного развития и являются инструментом достижения ее целей. Они объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели, состоят из подпрограмм, могут включать федеральные целевые программы. Государственные программы, программы субъектов РФ и муниципальные программы увязываются в единый комплекс;
В контексте этих реформ также предстояло перейти к программному бюджету как важнейшему инструменту БОР, то есть к формированию бюджета в разрезе государственных (муниципальных) программ.
На основании мировой практики выделяют принципы успешного применения программного бюджетирования: программы должны содержать максимально соответствующие им показатели непосредственных и конечных результатов; программная классификация должна охватывать все бюджетные расходы; внедрение программного бюджета не обязательно требует совершенной программной классификации.
Таким образом, планирование годовых бюджетных ассигнований осуществляется в рамках среднесрочного бюджетного планирования увязанного со стратегическими целями Правительства.

Заключение и вывод

Заключая работу, требуется подвести ее итоги. В соответствии с поставленной во введении целью, требовалось провести анализ бюджетной реформы РФ на современном этапе.
В процессе выполнения теоретической части работы мы выяснили следующее.
Каждое государство имеет свой бюджет. В ряде случаев его называют «главным финансовым законом» или «документом» государства. Однако есть также бюджеты региональные и муниципальные. Их функционирование имеет свои особенности.
Определение термина «Бюджет» имеет значение некого резерва, который сегодня чаще всего понимается как финансовый.
В экономике России ролью бюджетной сферы очень значима. Некоторыми экспертами она определяется как ведущая. И потому изменения внешней конъюнктуры, влияющие на доходы бюджета, могут рассматриваться как негативные факторы развития национальной экономики РФ и роста доходов граждан.
С учетом трансформации Российского государства в мировое экономическое и политическое пространство органами власти и управления, прежде всего, федерального уровня осуществляются комплексные бюджетные реформы, связанные с преобразованием бюджетного устройства. Под ним следует понимать принципы организации и структуру бюджетной системы федеративного государства, взаимосвязь ее элементов.
Можно выделить 3 уровня проведения бюджетных реформ: макроуровень: Федерация – субъекты РФ – органы местного самоуправления; мезоуровень: Правительство – финансовые органы – Министерства; микроуровень: Министерства – службы – учреждения.В аналитической части работы мной был проведен анализ по реализации бюджетной реформы на современном этапе.
В России на современном этапе бюджетная реформа была начата в 2010 г. с принятием Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В 2016 г., т.е. спустя 6 лет после начала бюджетной реформы, можно констатировать, что ее основные цели не достигнуты. На то было выявлено несколько причин, говорящих о низкой эффективности бюджетной реформы.
Приведение параметров федерального бюджета в соответствие с новыми реалиями требует масштабной бюджетной консолидации. К 2020 году первичный ненефтегазовый дефицит федерального бюджета должен снизиться на 3 п.п. ВВП по сравнению с уровнем 2016 года.
При этом меры бюджетной консолидации не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для расширения потенциала экономики.
Тем самым, необходимо однозначно сказать о том, что продолжение реформы в бюджетной среде в настоящее время не представляется возможным без бюджетной консолидации и перераспределение бюджетных расходов в пользу развития человеческого капитала и инфраструктуры.
На что указывает и зарубежный опыт бюджетных реформ.
Катализаторами реформ в бюджетной сфере обычно выступают неблагоприятные внешние условия или необходимость учета объективных внутренних трендов, что мы видим в нынешнее время у нас в стране.
Ответом на такие вызовы могут быть лишь структурные реформы, восстанавливающие равновесие между обязательствами и источниками доходов: стимулирование предложения труда путем перераспределения налогового бремени с доходов в пользу налогов на потребление.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ