Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр.

Цели и задачи

Цель исследования: изучить возможности развития чувства цвета у детей раннего возраста посредством применения дидактических игр.

Введение и актуальность


На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут более целенаправленно "изучать" их внешние свойства и назначение. Однако, в этот период, воспринимая предмет, ребёнок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с крышей, красные – с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств. На 3-м году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитие, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами цвета и способами их использования. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет, и поэтому особенно детей увлекает гуашь, так как быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с легкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. В процессе совершенствования восприятия (сравнения и сопоставления) ребёнок
начинает узнавать предметы и явления по наиболее характерным признакам и свойствам . Итак, к трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Своевременное начало деятельности всех органов чувств позволит малышу успешно развиваться в дальнейшем.

Заключение и вывод

Подводя итоги проведенного исследования, хочется отметить, что цвет является главным компонентом воспринимаемого предмета только в том случае, если он: становится сигналом в результате выработанного рефлекса; является характерным признаком предмета; обозначается словом в процессе восприятия незнакомого предмета; конкурирует с незнакомой детям геометрической формой предмета и т.д.
Приобретая опыт видения многоцветья окружающей действительности, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими.
Значение цветового восприятия в жизни ребенка раннего возраста достаточно велико, так как оно создает фундамент для развития мыслительных процессов, благоприятствует развитию речи, памяти, внимания, воображения и т.д. Хорошо развитое цветовосприятие может в последующем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Значение цветовосприятия детей раннего возраста для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в ДОО. И как показал анализ научной литературы, одним из таких средств являются дидактические игры, так как в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развития всех психологических функций детей раннего возраста, в том числе происходит их сенсорное развитие. Таким образом, можно заключит, что в учебно-воспитательном процессе особое внимание необходимо уделять использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия детей раннего возраста.
Эмпирическое исследование, проведенное в группе раннего развития показало, что большинство детей не различают основные цвета, плохо справляются с задачей группировки по цвету, дети испытывают затруднения в размещении цветов по образцу, в назывании основных цветов и в нахождении предметов по названию их цвета. Таким образом, было установлено, что у исследуемой группы детей развитие цветовосприятия находится на достаточно низком уровне развития и поэтому необходимо особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделить данному аспекту. С этой целью необходимо как можно больше в образовательный процесс внедрять дидактически игры и нами было подобрано несколько таких игр.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, то есть систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ