Формирование у мл. шк. умения моделировать на уроках «окружающий мир»

Цели и задачи

Цель исследования – разработать методические рекомендации по формированию у младших школьников умения моделировать на уроках окружающего мира.

Введение и актуальность


Итак, использование понятия «умения» достаточно результативно в научных, психолого-педагогических публикациях. В настоящее время повышенный интерес ученых наблюдается к проблеме формирования умений у детей младшего школьного возраста. Как показал анализ литературы, формирование умений у младших школьников является пропедевтикой к научно – исследовательской деятельности.

1.2. Понятие и сущность моделирования в педагогической литературе

Моделирование существует также давно, как и мышление, и также давно сопровождает процессы учения. На сегодняшний день нет единства мнений по поводу употребления терминов «модель» и «моделирование».
Слово «модель» произошло от латинского слова «modus, modulus»что означает: мера, образ, способ и т. п. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца, или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью. Именно это самое общее значение слова «модель» послужило основанием для того, использовать его в качестве научного термина в математических и естественных науках [9].
Понятие «моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи [1].
В современном формате моделирование рассматривается как универсальное учебное действие, входящее в группу познавательных УУД. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.), которые, как правило, не являются специальным объектом усвоения с точки зрения их характеристик как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Анализ философской литературы показал, что в моделировании выделяется несколько этапов: выбор (построение) модели, работа с моделью и переход к реальности. Аналогичные этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования этапы (компоненты) входят в состав учебного моделирования [11, 33]:
— предварительный анализ текста задачи;
— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
— построение модели;
— работа с моделью;
— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.
Учебное моделирование прошло долгий путь от первых попыток его апробации при обучении младших школьников в исследованиях В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина в 60-х годах 20 века, где моделирование выделено в качестве учебного действия, входящего в состав учебной деятельности, которое должно быть сформировано к концу обучения в начальной школе [11,33].

Заключение и вывод

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что умения младших школьников в психолого-педагогической литературе рассматриваются с позиции особенностей решения детьми определенных проблемных задач, где главную позицию занимает процесс выдвижения гипотез, анализа материала, умение делать выводы и т.д.
Умения младших школьников имеют определенную структуру, где отражаются конкретные уровни. Также в рамках умений младших школьников выделяются коммуникативные умения, рефлексивные умения.
Также нами было определено, что в начальной школе особое внимание уделяется процессу моделирования, при этом в контексте педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс создания объектов или явлений, позволяющих изучать особенности учебного материала.
В процессе обучения детей младшего школьного возраста особое внимание уделяется таким видам моделирования, как: учебные модели; опытные модели; научно-технические модели; игровые модели; имитационные модели.
Практическая работа по формированию умения моделировать у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира показала, что важнейшей задачей обучения предмету «Окружающий мир» является формирование у младших школьников системы научных знаний и овладение базовым понятийным аппаратом. В свою очередь, под системой понятий понимается комплекс взаимосвязанных понятий, образующих определенную целостность. В соответствии с ФГОС НОО в состав естественнонаучных понятий включают 14 подсистем, которые в свою очередь разделены на 6 блоков: географические, биологические, сельскохозяйственные и экологические. Важно то, что все понятия нужно рассматривать в единой системе, что обусловлено направленностью предмета формирование у ребенка целостной картины мира.
В процессе разработки методических рекомендаций по формированию умения моделировать у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира мы акцентировали внимание на усложнении процесса работы, применении групповых и индивидуальных методов работы.
Так же мы рассмотрели более подробно некоторые методы и приемы формирования умения моделировать у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира: составление «дерева» понятия, создание «карты знаний» и кластер. Все они активизируют операции логического мышления для организации поиска информации и ее критической оценки, что помогает младшим школьникам при формировании умения моделировать у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ