Самостоятельное написание курсовой работы


Выполнение некоторых типов учебных работ – докладов, рефератов, контрольных – знакомо студентам со школы. Стандарты высшего образования предполагают проведение более серьезных исследований, в том числе написание курсовых. Бояться этого не надо – ничего невозможного в написании курсовой нет – но и откладывать на последний момент не стоит.

Рисунок 1 – Процесс написания курсовой

Что такое курсовая работа

Обучение в вузе включает в себя большой блок под названием «самостоятельная работа студентов». Самостоятельная работа студентов принимает разные формы и масштабы – от крошечных докладов на пару страниц до объемных курсовых.

Курсовая работа – это учебная работа студента, включающая в себя элементы научного исследования.

В отличие от реферата, курсовая работа не ограничивается упорядочением информации из литературных источников, а предполагает проведение собственного исследования, выработку рекомендаций.

Структура курсовой работы

Средний объем курсовой работы составляет 20-40 страниц. Конкретные требования зависят от курса, дисциплины, характера задания и темы работы. В этот объем входит ряд элементов, типичных и для более крупных научных работ:

  1. Титульный лист. На нем указывают тип работы, дисциплину, тему, кто написал и кто проверил курсовую, в каком вузе это происходило.
  2. Оглавление или содержание – список разделов с указанием номеров страниц.
  3. Введение. На нескольких листах дается общая характеристика работы, позволяющая читателю составить первоначальное мнение об исследовании. Введение обязательно включает обоснование актуальности темы, постановку цели и определение задач, выявление объекта и предмета исследования. Чаще всего вдобавок к этому приводится описание использованных автором научных методов, обзор литературы. Иногда формулируется гипотеза исследования.
  4. Теоретическая часть. Курсовая работа в первую очередь имеет учебный характер, поэтому прежде чем приступать к проведению практических изысканий, следует ознакомиться с теорией вопроса. Теоретическая часть делится на 2-3 параграфа.
  5. Практическая часть. На младших курсах бывают чисто теоретические курсовые, тогда этот раздел отсутствует (заменяется второй теоретической главой). В практической части курсовой может рассматриваться конкретное предприятие (типично для экономического направления подготовки), судебная практика, педагогический опыт и т.д. Завершается практическая часть выработкой рекомендаций по совершенствованию описанного объекта (последний параграф второй главы или отдельная третья глава).
  6. Заключение с обобщающими выводами.
  7. Список использованных источников – нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, сайты – все, что послужило источником материалов для текста курсовой.

Как составлять курсовую работу

При подготовке курсовой важно действовать в правильном порядке. Никому не приходит в голову надеть рубашку после куртки, а вот курсовые часто пишут в неудобной последовательности, создавая себе проблемы на ровном месте.

Рисунок 2 – Этапы создания курсовой

Этап выбора темы очень важен. Выбор неактуальной темы затруднит подготовку.

Определившись с темой, можно начинать подбор источников. Большая часть литературы должна быть современной (изданной за последние 3, максимум 5 лет). Исключения делаются для классиков, если невозможно найти свежие переиздания.

Последовательность элементов курсовой работы по оглавлению и порядок их написания вовсе не обязательно должны совпадать. Проще всего начать работу с теоретической главы. Материал из литературы необходимо перерабатывать, пропуская через призму личностного мировоззрения.

Когда теория изучена, наступает время применять ее на практике – писать вторую (а при необходимости и третью) главу курсовой.

Только после завершения основной части пишется Введение и Заключение. Если с заключением такой порядок очевиден, то введение часто начинают писать намного раньше, а потом экстренно переделывают под получившийся текст.

Составление списка литературы не выделяется в отдельный пункт плана мероприятий – оно выполняется по мере использования книг и журналов: процитировали – сразу записали в библиографический список.

В самом конце черновик форматируется по стандартам. Курсовая готова.

Сложности при написании курсовой

Курсовая работа по архитектуре совсем не похожа на курсовую по медицине, но и будущий архитектор, и будущий медик сталкиваются с одинаковыми сложностями. Введение неизменно вызывает затруднения: теорию достаточно легко собрать по учебникам, практику выполнить по алгоритмам и методикам, а введение приходится придумывать «из головы». Что может стать проблемой при написании введения:

  1. актуальности. Чтобы написать актуальность, представьте, что вы пришли к преподавателю и просите разрешить исследовать именно эту тему. Он спрашивает: «Зачем это нужно? Кому она интересна?». Ответы на эти вопросы и станут достойным обоснованием актуальности.
  2. Смешение целей и задач. В бытовом понимании слова «цели» и «задачи» очень близки. Во введении курсовой должна быть указана одна цель – или учебная (изучить что-то), или практически-ориентированная (выработать рекомендации по совершенствованию), или научная (исследовать, систематизировать). Задачи – это шаги на пути к цели. Задачи удобно перефразировать из пунктов плана.
  3. Определение объекта и предмета исследования. Часто путают объект с предметом. Объект – это исследовательское поле, например, какое-то предприятие, общественные отношения. Предмет – кусочек объекта, который подвергается пристальному вниманию. Предмет может совпадать с темой.
  4. Указание применяемых методов. В любой науке есть специальные методы. Если они используются, то должны быть указаны во введении курсовой. Также нужно перечислить общие методы – сравнение (в любом случае что-то будет сравниваться в тексте), анализ и синтез, абстрагирование.

Где взять материал для курсовой

Курсовая работа должна писаться на основе серьезных источников, а не анонимных публикаций в Интернете и низкопробных (и вдобавок устаревших) коллекций рефератов. Откуда можно брать качественную информацию:

  • нормативно-правовые акты. В крупных справочно-правовых системах (в том числе в онлайн-версиях) доступны действующие редакции,
  • учебники и монографии в библиотеке. Минусы: тратится много времени, учебники не обновляются по несколько лет, могут быть неактуальными,
  • онлайн-библиотеки. Многие вузы предоставляют студентам доступ, нужно только обратиться за логином и паролем,
  • журналы. Серьезные специализированные журналы дороги (даже если покупать архивные номера), поэтому за ними придется или идти в библиотеку, или на сайт агрегатора статей,
  • базы диссертаций.

Материал из любого источника надо перерабатывать, иначе курсовая не пройдет проверку на антиплагиат.