Титульный лист – это то, что сразу видит человек, взяв курсовую в руки. Титульник должен быть организован таким образом, чтобы сведения легко читались.
Рисунок 1 – Зачем нужен титульный лист
Какие сведения пишут на титульном листе
Список данных для публикации на первом листе курсовой регламентирован ГОСТ 7.32-2017:
- министерство, к которому относится учебное заведение. Сейчас большая часть вузов подчиняется Министерству науки и высшего образования РФ, а ссузов – Министерству просвещения РФ. Встречаются и исключения – учреждения отраслевой принадлежности: так, например, медицинские вузы принадлежат к Министерству здравоохранения,
- данные о самом учебном заведении, факультете, кафедре,
- вид документа – слова «Курсовая работа»,
- дисциплина или междисциплинарный комплекс, в рамках которых выполнялось исследование,
- тема,
- сведения о научном руководителе (на усмотрение кафедры – и о других должностных лицах),
- сведения об авторе,
- город и год составления документа.
Рисунок 2 – Пример титульного листа
Блоки титульного листа
Все сведения условно можно разделить на четыре смысловых блока:
- описание организации. Этот блок размещают в верхней части страницы, выравнивают по центру или по левому краю (встречается комбинированный вариант: министерство и вуз по центру, кафедру слева),
Рисунок 3 – Блок описания организации
- сведения о самой работе. Располагаются в середине листа (выравнивание по центру). Часто выделяют более крупным шрифтом, полужирным начертанием,
Рисунок 4 – Блок сведений о работе
- автор и руководитель. Указываются ниже сведений о работе, с выравниванием по правому краю. Сначала пишут про студента (кто выполнил), потом про преподавателя (кто проверил),
Рисунок 5 – Блок сведений об авторе и руководителе
- место и время выполнения. Самая нижняя строка на странице, по центру.
Как оформлять титульный лист
В вопросах оформления ГОСТ дает свободу. Оговаривается лишь несколько важных моментов:
- какие данные должен содержать титульник,
- формат бумаги для распечатки – А4 (кроме исключительных случаев, когда все исследование выполняется в формате А3), цвет белый,
- буквы печатаются черным цветом,
- номер страницы не ставится (хотя при подсчете нумерации других листов в общее количество титульный лист входит).
Все остальные требования определяет кафедра. Лучше всего взять образец и ориентироваться на него.
Ошибки при оформлении
Ошибка может вкрасться в любую часть курсовика, но именно на титульнике она сразу бросится в глаза проверяющему. Укажем самые распространенные ошибки:
- неправильное название министерства. Государственные органы постоянно реформируются. Всего несколько лет назад писали «Федеральное агентство по образованию», потом «Министерство образования и науки». По привычке многие так и печатают. Сейчас орган называется «Министерство науки и высшего образования» (а для среднего профессионального образования – «Министерство просвещения»). Если ваш вуз принадлежит отраслевому министерству, проверьте актуальность его наименования на официальном сайте,
- ошибки в названии вуза, факультета, кафедры. Эти данные тоже нужно проверять,
- неправильное написание дисциплины или междисциплинарного комплекса. Формулировка должна точно соответствовать учебному плану. Если предусмотрено изучение «Основ маркетинговой деятельности», нельзя написать «Маркетинг» или «Основы маркетинга»,
- неверный пол. Применительно к автору и руководителю используют глаголы в прошедшем времени – выполнил и проверил (последний иногда заменяют на «научный руководитель»). С женщинами допустимо употреблять глаголы как в мужском, так и в женском роде («Выполнил: Сидорова Ольга Дмитриевна» или «Выполнила: Сидорова Ольга Дмитриевна»). «Научный руководитель» не меняется ни в коем случае (не «научная руководительница»),
- лишние знаки препинания. Точки не ставятся (единственное исключение – если название темы состоит из нескольких предложений).