Живописные работы К. Е. Маковского в собрании ВМИИ им. И. И. Машкова.

С интересом К.Е. Маковского к древнерусской культуре связано не только портретное творчество, но и исторические полотна. Помимо этого, на творчество Константина Егоровича повлияла масштабная картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» 1872 года. Ключевым историческим полотном Маковского стала картина «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», в которой он также старался воплотить особенности русского народа. После этой картины Маковский больше не возвращается к историческому жанру.
Огромная популярность К.Е. Маковского в России и за рубежом в некоторой мере негативно сказалась на его творческой деятельности. С каждым годом растет число работ, которые Константин Егорович пишет на заказ. Е. Дуванова отмечает: «идя навстречу щедрым заказчикам, исполняя все их требования и прихоти, художник постепенно начинает терять мастерство, создавая порой свои произведения машинально, не вкладывая в работу душу». О возврате Константина Егоровича к традициям академизма в своем портретном творчестве пишут и другие авторы.
Вместе с тем Константин Егорович постоянно писал семейные портреты, которые по своему стилю и внутреннему настрою отличались от заказных работ. Маковский на своих полотнах часто изображал любимых детей и жену. В. Берницева отмечает, что семейные портреты Константина Маковского схожи с полотнами импрессиониста Ренуара. Сын К.Е. Маковского Сергей Маковский в своих воспоминаниях пишет: «Отец любил пользоваться мною как моделью, и это позволяло мне обозревать его мастерскую».
Константин Егорович занимался живописью вплоть до своей смерти, хотя в 1900-1910-е годы он работает меньше, чем ранее. В конце своего жизненного пути «Константин Маковский перенес недуг, связанный с расстройством психики и осложненный болезнью мозга… Константин Егорович потерял вдруг всякое желание жить». Одну из своих последних картин, «За чаем», К.Е Маковский заканчивает в 1914 году и уже через год внезапно умирает, попав в аварию с участием коляски и трамвая. В конце жизни К.Е. Маковский писал: «не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
Таким образом, творческий путь Константина Егоровича Маковского можно разделить на пять этапов: ученичество, начало творческого пути, передвижнический этап, самостоятельная выставочная деятельность и последний этап творческого пути. За столь долгую художественную карьеру К.Е. Маковский успел уйти от академизма и вернутся к нему; поработать в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, исторической живописи и многое другое.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ