Жанровое своеобразие лирики Э.

Цели и задачи

Целью научной работы является изучение жанрового своеобразия лирики Эдгара По.

Введение и актуальность


О том, что жанровые признаки были существенными для творческой индивидуальности Э. По, свидетельствуют авторские жанровые определения. Он называет свои произведения песнями («Песня», «Евлалия – песня»), сонетами («Сонет к Науке», «Сонет к Занте», «Загадочный сонет», «Сонет к моей матери»), балладами («Подвенечная баллада»), поэмами («Тамерлан», «Аль Аараф») и др.
Е. По не «художник жизни», а строитель, изобретатель форм. Отсюда – использование им самых разных жанров (если он их не придумывает). Внутренняя организация элементов лирического произведения для него гораздо важнее его согласования с нашим знанием мира. Э. По лишний раз достигает предела: границы стирания имитации, чрезвычайное подчеркивание веса конструкции [8, c. 143].
Этот принципиальный выбор имеет многочисленные последствия, которые относятся к наиболее характерным чертам лирики Эдгара По. Так, критики утверждают, что у Э. По отсутствует традиционный рассказ, как отсутствует у него и обычная психология как способ построения повествования. Детерминизм фактов заменяет психологическую мотивацию, как это часто заметно, а героям Э. По – жертвам причинности, всегда не хватает жизненности. Любимым стилем поэта является монолог, диалог [8, c. 145].
Законом многочисленных лирических произведений является градация. Э. По привлекает внимание читателя сначала общим объявлением чрезвычайных событий, о которых он хочет рассказать; затем он описывает со многими деталями весь задний план действия; дальше ритм ускоряется, пока он часто не заканчивается последней фразой, полной наибольшего значения, которая одновременно разъясняет умело поддержанную тайну и сообщает об ужасном, как правило, факте [4, c. 8]. Так, например, в стихотворении «Спящая» последней является фраза «Что это стонет смерть в гробах» [9, c. 59], в «Подвенечной балладе» такая «Обресть не может счастья» [9, c. 74], а сонет «Молчание» заканчивает фраза «Тогда молись, ты обречен мученью!» [9, c. 78].
Э. По определял поэзию как «ритмическое создание красоты» [12, c. 45]. В своей лирике автор с редкой целеустремленностью претворял в жизнь этот принцип. Его излюбленными приемами звуковой организации стиха были резкая акцентировка ритма, вынуждающая скандирование, аллитерация, ассонанс, внутренняя рифма, лексико-синтаксические повторы. Эти приемы, взятые не порознь, а в органической связи друг с другом, образуют законченную систему, которая, наравне с искусством метафоры, представляет собой специфическую особенность творческой манеры По. В духе «ритмического создания красоты» в основном выдержаны поздние стихотворения – «Подвенечная баллада», «Сонет к Занте», «Ворон», «Евлалия», «Улялюм», «К Елене», «Эльдорадо», «Аннабель Ли», «Звон» [3, c. 19].
В произведениях Э. По проявляется тяга поэта к мотивам смерти. Среди причин, обусловивших это, важное место занимают эстетические принципы, которые «уносили» его далеко от традиционных канонов романтизма. Смерть у Э.По – это категория не столько физическая, сколько эстетическая. «Смерть любимого существа всегда прекрасна», – говорил он. В отличие от собратьев-романтиков По возвышает смерть, называет ее источником возвышающего душу волнения. Это связано с особенностью любовного чувства поэта, которое «идеально» и не имеет ничего общего с любовью «реальной», «земной». Также и образ возлюбленной лирического героя – не земной, а идеальный. К земной женщине можно питать лишь плотскую страсть, а душа героя принадлежит небу. Неслучайно и имена своих героинь он выбирает экзотические – Линор, Лигейя, Улялюм [11, c. 79].
В поэтическом таланте Эдгара По ярко проявляется идея музыкальности. Его литературный дар стал специфическим модерновым продолжением давней традиции художественного поиска особого гармоничного контакта с аудиторией – навыком глубокого нейролингвистического погружения в человеческую психику. Музыкальность Э. По – это уже глубоко индивидуальный поиск гармонии в самом себе. Это, прежде всего, бесценное орудие мастера, наделенного тайным знанием и тайным слухом. Имя становится мощным средством погружения читателя в соответствующее эмоциональное состояние, влияния на его сознание. Музыка позволяет отразить эзотерический характер имени, а следовательно – и личности его владельца [8, c. 146].
Поэта-романтика По привлекает символ, он культивирует его многозначность и неопределенность, его суггестивность. Символы По не конкретны, не рациональны, напротив, они воплощение целого комплекса переживаний лирического героя, связанных со «смутно воспоминаемым, «ушедшим в небытие» явлением [11, с. 79].
Можно сказать, что в жанре Э. По модифицирует содержание, выражает возвышенные чувства к земным существам и вещам, по которым отчетливо проступает авторское отношение к вечности и бессмертию, жизни и смерти.

Заключение и вывод


В предложенном исследовании мы осуществили обзор научной литературы по теме «Жанровое своеобразие лирики Эдгара По». Было обработано достаточное количество достоверных источников – монографий, учебников, научных статей, что позволило сделать следующие выводы.
Художественный мир Эдгара По – причудливый. Это проявляется в многогранности изображаемой поэтом смерти, но однообразии жизни. Изображение смерти Эдгаром По нельзя трактовать однозначно как конец человеческой экзистенции. Ее изображение, как это ни парадоксально звучит, глубоко эстетично, сознательно и окрашено в романтические одежды с помощью экспрессивного образа-символа.
В своем творчестве Э. По неоднократно обращался к различным лирическим жанрам. Это поэма («Тамерлан», «Ворон»), песня («Песня», «Евлалия – песня»), сонет («Сонет к Науке», «Сонет к Занте», «Загадочный сонет», «Сонет к моей матери»), баллада («Подвенечная баллада», «Улалюм», «Аннабель Ли») и др.
Поэтическим произведениям Э.По присуща музикальность, глубокая метафоризация, изображение нереального, мистического мира в мрачных тонах, употребление большого количества символов и др.
Таким образом, Эдгар По стремился обновлять жанры, экспериментировал, но для него важен был не столько сам способ выражения лирического чувства, а эмоциональная сила художественного слова. Синтез философичности и лиризма способствовал углублению жанрового содержания поэтического творчества Э. По, универсализации проблематики, новаторским трансформациям поэтики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ