Межотраслевой контроль:сущность и содержание

Перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, государство решает проблему выравнивания уровней экономического и социального развития различных регионов. Таким образом, она обеспечивает комплексное развитие отдельных территорий, рациональное использование природных ресурсов, тем самым внося прогрессивные изменения в размещение производительных сил на определенных территориях и территориях.
Наряду с прямыми, в последнее время возрастает значение косвенных методов государственного управления по отраслям. К ним относятся рычаги денежно-кредитной, налоговой, амортизационной, валютной и внешнеэкономической политики. Используя эти методы, государство влияет на поведение хозяйствующих субъектов, их интересы и стимулы и, в конечном счете, в развивающихся межотраслевых пропорций. Поэтому действие косвенных регуляторов, в отличие от прямых, является автоматическим, безадресным.
Таким образом, с помощью налоговой политики государство может влиять на инвестиционную активность фирм в той или иной отрасли, поддерживать отдельные отрасли, стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей. Предоставляя отсроченные налоговые платежи и налоговые льготы, государство расширяет возможности отдельных фирм по наиболее эффективному инвестированию денежных средств (например, в случае освобождения от налогообложения части прибыли, направляемой на научные исследования, природоохранные мероприятия и др.). Санкции, напротив, ограничивают деятельность фирм, повышая ответственность хозяйствующих субъектов за конечные результаты их деятельности.
Государство также может стимулировать развитие отдельных отраслей за счет ускоренной амортизационной политики, направленной на ускоренное списание основного капитала. Изменяя ставки и амортизацию, государство регулирует ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов и использована для новых инвестиций.
Для регулирования межотраслевых пропорций государство широко использует возможности денежно-кредитной политики. Регулируя уровень процентных ставок, государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, способствуя или, наоборот, сдерживая развитие отдельных отраслей. Само государство также может выступать в качестве кредитора, предоставляя льготные кредиты для поддержки приоритетных отраслей экономики и деятельности.
В регулировании межотраслевых пропорций, государство активно использует ценовую политику. Устанавливая верхний предел цены, государство сдерживает производство определенных видов товаров и развитие отдельных отраслей. Точно так же государство препятствует развитию монополистических тенденций в экономике. Напротив, для стимулирования производства государство устанавливает более высокие цены, по которым оно чаще всего покупает товары у производителя.
Стимулируя или ограничивая экспорт или импорт товаров, услуг и капитала, государство регулирует межсекторальные пропорции и развитие отдельных отраслей. Важную роль играют государственные гарантии экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, таможенное регулирование, меры по привлечению иностранного капитала в экономику страны, определение условий ее функционирования (с точки зрения отраслевой ориентации и технического уровня).
В общем, единство прямых и косвенных методов государственного воздействия позволяет направлять экономические ресурсы на развитие наиболее перспективных отраслей, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие общественного производства. Поэтому в государственном механизме межотраслевого управления не менее важно не только бюджетное финансирование (прямые государственные расходы), но и платежи в бюджет, производимые хозяйствующими субъектами через налоги, стимулы или санкции.
В нашей стране до конца 80-х годов доминировало прямое государственное регулирование экономики. Государство не только активно поддерживало отдельные отрасли, но и управляло экономикой в целом через планирование политики.
Переход от плановой к рыночной экономике поставил перед российским государством новые задачи. С одной стороны, необходимо было сократить прямое государственное вмешательство в экономику, в основном за счет государственного сектора экономики. С другой стороны, радикально перестроить систему межотраслевого государственного управления путем перехода от административных к преимущественно косвенных (экономических) методов управления. Решение этой проблемы в России сегодня осложняется продолжающимся спадом экономики, нестабильностью и крайней ограниченностью государственных финансов, а также отсутствием опыта подобных преобразований в мировой практике.
Роль государства в разработке и обосновании стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу особенно важно в условиях переходной экономики. В этой стратегии правительство должно разработать конкретные пути и методы межсекторального государственного управления для преодоления экономического спада, стимулирования экономического роста и защиты российских производителей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ