Информационное воздействие и его влияние на социализацию молодежи

Цели и задачи

Цель исследования – изучить способы и последствия информационного воздействия на социализацию молодежи.

Введение и актуальность


Например, после смены власти на Украине в 2014 году в новой военной доктрине Украины в сентябре 2015 года Российская Федерация была объявлена ее военным противником. В результате СМИ активно поддерживалась позиция неприязненного и враждебного отношения к России. Так, например, по результатам опроса в Украине более 83 % жителей западных регионов относятся к России негативно, а на востоке страны негативные чувства к РФ испытывают 45 % [7].
Также и в США СМИ значительно повлияли на мнение людей о России. В 2014 году, по результатам опроса, проведенного BBC о влияние России на положение в мире, 64 % людей выбрали вариант «отрицательно». Этот процент не падает. А со вступлением на должность президента Дональда Трампа в средствах массовой информации широкое распространение получили новости о «русских хакерах», из-за которых, по словам источников, должность президента досталась именно этому кандидату [8].
Как следствие, из предыдущего пункта выделяется еще одна проблема, которая была подчеркнута также в новой доктрине информационной безопасности. В доктрине отмечается тенденция к увеличению в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации.
Так как интернет-издания сейчас более популярны, у других государств появляется возможность воздействовать на мнение граждан не только своей страны, но и на людей других государств.
В связи с этим в новой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в главе III «Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности» отмечено, что «расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий».
Отдельно выделен и тот факт, что российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности, а также наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей [5].
5. Как проблему выделяют и возможность появления в СМИ информации, которая не должна быть обнародована, например персональные данные, медицинская тайна и пр. Не редки и случаи публикации материалов с насилием, нецензурной лексикой и другими вещами, что оказывает значительное влияние на сознание людей, ожесточая их и делая агрессивными. Случаи таких нарушений тоже известны.
Например, в 2015 году на одном из телеканалов произошло нарушение статьи 4 Закона о СМИ, в которой говорится, что «не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну». В эфире были показаны кадры с совещания Владимира Путина по оборонной тематике. В кадр попали фрагменты с секретной информацией, на картинке можно было прочесть технические характеристики вооружения [13].
Существует проблема, обратная этой, — это периодическое отсутствие в СМИ публикаций на какую-либо тему, так называемое замалчивание информации. Все эти проблемы в значительной мере влияют на общественную жизнь и будущее самого государства в целом и реализуются посредством манипуляция сознанием. Существует много различных теорий о способах и методах управления сознанием масс.
Основными способами таких манипуляций являются подача большого количества информации и различных комментариев с созданием искусственного дефицита времени, чтобы человек не успевал отсортировать всю полученную информацию, при этом чем сильнее эмоционально заряжен материал, тем ниже уровень критического восприятия; частое повторение одной и той же информации, например на телевидении, этого добиваются многократным повторением новостных блоков [7].
Также убеждение массовой аудитории может осуществляться методами привлечения экспертного мнения или мнения большинства. Значительное влияние оказывает на людей информация, поданная на «языке», не понятном обывателю, т. е. с использованием сложных научных терминов или слов-амеб. Часто используются в журналистской практике и такие приемы, как метод исторических аналогий, метод фактизирования и др. [23].
На данный момент уже существуют законы, регулирующие деятельность СМИ, к ним можно отнести Закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 15.08.1994 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», 223 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др. [18].
В новой Доктрине информационной безопасности национальными интересами в информационной сфере также была названа защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий. Существуют уже и государственные органы, контролирующие деятельность СМИ (Рособрнадзор, Минкультуры России, Роспотребнадзор, Роскомнадзор). Но с ростом числа СМИ и возможностей получения информации число проблем не уменьшается, появляются новые области, которые существующие законы пока не задевают [22].
Можно выделить ряд правил, которым СМИ необходимо придерживаться (и которые они не всегда соблюдают), исходя из требований МИБ:

Заключение и вывод


Феномен информационного воздействия изучался множеством исследователей и ученых не только как социальный феномен, но и как инструмент психологического контроля и воздействия в рамках информационной войны. В понятии «информационное воздействие» закладывается специфическая функция информации, как способ эффективного воздействия на людей, а также рассматривается психика человека как объект этого целевого воздействия как в мирное время, так и в рамках военных действий, посредством формирования новых психических мотивов, стереотипов или ценностей и модификации уже имеющихся процессов и состояний психики человека, что представляет существенную опасность как для каждого человека по отдельности, так и для государства и его суверенитета в целом.
На сегодняшний день основным свойством информационного воздействия является его неконтролируемость, так как сила информационного воздействия определяется многократным повторением, силой коллективного внушения, массой информационного потока, что, в условиях современной доступности информации становится серьезной проблемой для общества, которое является объектом такого воздействия. В случае с информационным воздействием нет хотя бы в половину эффективного средства защиты от такого воздействия, относительно его наступательных свойств.
Благодаря развитию средств массовой информации глобализационные процессы в сфере экономики, политики, экспансия западной либеральной культуры во все части мира играют большую роль при формировании мировоззрения и картины мира населения, и, в первую очередь, современной молодежи.
Помимо того, что всемирные сети могут являться хорошим мотивирующим стимулом, однако один и тот же ресурс может оказывать совсем противоположное воздействие, зависящее от внутренних убеждений и характеристик каждого отдельного человека. Также не стоит недооценивать влияние СМИ, которые в настоящее время оказывают отрицательное воздействие на современное поколение. Если говорить о роли СМИ при формировании личности молодежи, то они являются важнейшим источником нормативных образцов, которые циркулируют в обществе, средством формирования «моделей» социальной реальности. Причем информационные технологии определяют нормы общения и языка. Однако, как правило, современные СМИ преследует явные политические или рекламные цели, что вынуждает людей критически относится к любому высказыванию или полученной информации, в условиях и так очень большой информационной перегруженности.
Искажение исторических фактов, навязывание чуждых идей, ценностей и целей, снижение значимости темы, обесценивание результатов и достижений, манипулирование сознанием, программирование поведения, замена положительных образов реальных героев придуманными несуществующими образцами, обесценивание героических поступков, искусственное создание негативного образа лидера за счет обесценивания его заслуг и мн. др. Вершиной психологического информационного воздействия является насильственное внушение эмоционально окрашенной оценки, восприятия, несвойственного субъекту, но выгодного воздействующей стороне.
Страшным является тот факт, что основным объектом такого воздействия является современная молодежь, которая все время находится в состоянии постоянной информационной перегрузки не столько по причине активного воздействия, сколько из-за активного и быстротечного процесса развития общества, и, в частности, сети Интернет. Человеческие возможности не успевают за технологическим процессом, что рождает собой проблемы с психикой или здоровьем все по той же причине информационной передозировки. Это позволяет более явно использовать методы ведения целенаправленной информационной войны в отношении подрастающих поколений, которые являются наиболее уязвимой группой населения.
Таким образом, цель настоящего исследования была достигнута, а гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что информационное воздействие отказывает как позитивное, так и негативное влияние на социализацию молодежи, была подтверждена.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ