Законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков.

Цели и задачи

Целью курсовой работы является изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.

Введение и актуальность


С дальнейшим развитием товарно-денежных отношений необходимо было разорвать продажи и покупки во времени и пространстве, тогда как рыночные характеристики только как торгового места не отражают реалий, так как сформировалась новая структура социального производства – сфера обращения. В результате образовалось новое толкование рынка как обмена, который организован в соответствии с законодательством о товарном производстве и денежном обращении, как форма товарной валютной биржи.
Если рассматривать предметную часть рыночных отношений на рынке, то возникает новое определение рынка как группы покупателей (Ф. Котлер в книге «Основы маркетинга») или любая группа людей вступают в тесные деловые отношения и заключают разнообразные сделки относительно любого товара (А. Маршалл в «Принципах экономической теории).
Но это только один аспект рынка, и это определение рынка является неполным, поскольку они не охватывают весь субъект рынка (производитель, потребитель и посредник) и не включают в себя производство, распределение, потребительские отношения в сфере обращения.
Сегодня рынок рассматривается как вид экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Существует два типа экономических отношений:
1) натурально-вещественные, безвозмездные связи, согласно наличествующему объему и структуре потребностей;
2) товарные отношения осуществляются через рынок.
Последние отношения характеризуются взаимным согласием обменных сторон, равноценным наказанием, свободным выбором партнеров, наличием конкуренции. Товарные (рыночные) отношения возможны только на основании свободно купленных и проданных товаров и услуг. Прямое жесткое финансирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и др.) указывает на искажение рыночных отношений.
Рынок является обязательным компонентом товарной экономики. По словам Н. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основа рыночной экономики. Без товарного производства не было бы рынка, без рынка не было бы товарного производства. Понятие «рынок» многогранно и разносторонне, и с развитием социального производства и оборота эта концепция неоднократно менялась.
Изначально рынок считался базаром, местом розничной торговли, рыночной площадью. Это обусловлено тем, что рынок появился во время распада первобытного общества, когда обмены между общинами только становились более-менее регулярными, только обретали вид товарного обмена, который проводился в определенных местах. С развитием ремесел и городов, торговля, рыночные отношения расширялись, под рынки были отведены определенные места, рыночные площади. Это понимание рынка даже в наше время сохраняется как одно из значений слова.
С дальнейшим развитием обмена товарами, появлением денег, активизацией товарно-денежных отношений необходимо было разорвать продажи и покупки во времени и пространстве, тогда как рыночные характеристики только как торгового места не отражают реалий, так как сформировалась новая структура социального производства – сфера обращения. В результате появились новые представления о рынке как форме товарно-сырьевой биржи (обращения), являющейся наиболее распространенной в отечественной экономической литературе. С появлением товара «рабочая сила» рынок становится все более распространенным, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Очень важны рыночные характеристики сферы воспроизводства. Понятие «рынок» распространено на понимание его как элемента воспроизводства всего социального продукта, как формы реализации движения основных компонентов этого продукта. Существует определение рынка: «совокупность экономических отношений, через которые осуществляется обращение социальных продуктов в товарно-денежной форме».
«Между определением рынка как сферы обращения и набором конкретных экономических отношений существует принципиальное отличие, в первом случае акцент делается на предмет рыночных отношений – наличие товарно-материальных ценностей с денежными средствами; во втором – на выражающих сущность самой категории «рынка» отношениях».
Сегодня рынок рассматривается как вид экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Существует два типа экономических отношений:
1) натурально-вещественные, безвозмездные связи, согласно наличествующему объему и структуре потребностей;
2) товарные отношения осуществляются через рынок.
Иногда рынок неправильно понимается как условие продажи товара. Фактически, рыночные условия продажи товаров и услуг определяются соотношением спроса и предложения (теория спроса и предложения рассматривается в последующих главах), которое не связано с аспектами рынка, а с аспектами производства, распределения и потребления. Рыночные условия характеризуют его состояние, а не сущность.
Таким образом, рынок является конкурентной формой общения между хозяйствующими субъектами. На поверхности рынок показывает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, учитывая аспект воспроизводства, рынок выступает в качестве формы конкурентных отношений между производством и потреблением.

Заключение и вывод

Микроэкономический рынок – это система экономических отношений, которые развиваются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также денежных потоков. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, которое касается не только выпускаемой продукции, но и продукции, не являющейся результатом труда. В условиях доминирования рыночных связей отношения всех людей в обществе покрываются куплей-продажей.
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Причиной формирования рынка является экономическая изоляция товаропроизводителей, позволяющая им свободно распоряжаться результатами своего труда.
Рыночный механизм – механизм взаимодействия рынка и основные элементы взаимодействия: спрос, предложение, цена, конкуренция и основные экономические законы рынка. Рыночный механизм действует на базе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.
Основными операционными целями на рынке будут спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что, сколько производится и по какой цене.
Наиболее важными функциями микроэкономического рынка являются:
- функция саморегулирования производства, связанная с гармонизацией производства и потребления в структуре сортов, а также поддержанием баланса спроса и предложения с точки зрения объемов и цен;
- стимулирующая функция, которая побуждает производителей разрабатывать новые продукты с минимальными затратами на условную единицу и максимальной прибылью;
- регулирующая функция подразумевает определенный процент взаимодействия между регионами и секторами производства и экономики страны;
- функция экономичности, которая предполагает снижение себестоимости обращения в области потребления и соразмерность спроса и заработной платы отдельного производителя с государственными критериями измерения стоимости и результатов, а также определение стоимости товаров;
- функция демократизации экономической деятельности, которая состоит в освобождении ее от недостижимых элементов социального производства, что впоследствии приводит к дифференциации конкурентов.
Сущность рынка, его функции логически действуют на обозначение его роли в процессе общественного воспроизводства.
Спрос отражает потребность людей в той их части, которая может быть оплачена потребителем. Главным свойством спроса является то, что чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар и наоборот. Предложение – характеризует готовность продавца продать определённое количество товара по определённой цене в течение определённого периода времени.
Внешние эффекты микроэкономических рынков – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. При наличии положительного внешнего эффекта потребления экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ