Спенсеровское понятие либерализма: соотношение частных и общественных интересов

Почему либерализм зародился именно в Англии? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Принято считать, что именно в Англии исторически формировалось представление о неотъемлемых правах и свободах человека. И не просто формировалось, а было достаточно рано закреплено законодательно и в юридической практике. Первый юридический документ, который содержал в себе норму о защите прав и свобод человека, был составлен в Англии в 1215 г. Он назывался Magna Carta, или «Великая хартия вольностей». В этом документе были закреплены принципы неприкосновенности частной собственности, а также неприкосновенности личности.
Считается, что английский либерализм зародился в XVII столетии, а именно с начала Английской революции середины XVII в.
События 40-х гг. XVII века с содержательной стороны были борьбой за власть между Карлом I и парламентом. Но идеологическая борьба была гораздо шире. Англичане обсуждали не только то, что парламент должен ограничить власть короля, но и поднимали вопрос того, насколько правомерным является контроль аристократией и англиканской церковью общества.
Гражданская война стала толчком для появления новых идей. Появившиеся радикальные мыслители протестовали против жесткой социальной иерархии, существовавшей в то время, когда власть принадлежала привилегированному меньшинству. Впервые в истории Англии обездоленные слои общества были вовлечены в политический процесс. Им была предоставлена ​​возможность вынести свой вердикт на основании своих собственных моральных и религиозных убеждений.
Цензура исчезла, и проповеди, брошюры и книги получили широкое распространение. Конечно, значительная часть мнений, высказанных в то время, была простым популизмом, но в этой среде появились первые либеральные идеи. Кроме того, лидеры английской революции сформулировали первые либеральные программы в Англии, причем даже можно назвать некоторые либеральные парламентские реформы.
Если говорить о первых британских либералах, необходимо рассмотреть важный момент: термин «либерализм» до 19-го века не существовал и никто из этих людей не называл себя либералами. Современные рассуждения о происхождении английского либерализма являются лишь исторической конструкцией, которая помогает проследить связь и преемственность идей [8, с.12].
Наиболее известными представителями британских либералов являются Джон Мильтон, Джон Лилберн, Джон Локк, Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль.
Джон Мильтон (1608–1674), считал, что люди рождаются по природе свободными; христианские истины познаются путем свободного и уважительного общения друг с другом обычных людей, которые являются достаточно разумными, чтобы высказывать собственные обоснованные суждения. Понятия Д.Мильтона основаны на мнении о том, что власть королей не имеет Божественного происхождения, а истинным источником власти является народ. Наилучшей формой государственного устройства с точки зрения Мильтона является республика.
Джон Лильберн (1614–1657) — либерал, считавший, что пришло время возвратить исконные английские свободы путем проведения реформы государственного устройства. Д. Лильберн выступал за ликвидацию монархии, установление республики, требовал ликвидацию палаты лордов и обязательные ежегодные перевыборы парламента, выдвигал идеи политического и гражданского равенства, а также требовал политических, гражданских, экономических и религиозных свобод.
Джон Локк (1632–1704) — традиционно считается идеологом и основателем либерализма. Он считал, что свобода и равенство являются естественными и неотъемлемыми правами человека. Другим таким правом, по словам Локка, было право на частную собственность. Локк утверждал, что вся страна была создана как общественное достояние, но не могла быть сохранена в ее естественном состоянии. Как только человек вложил свой труд в землю, он неминуемо превращал обработанную землю в свою собственность. Следовательно, источником частной собственности является работа. Это неотъемлемое право человека. Дж. Локк считал, что прогрессивное развитие общества невозможно без появления и признания частной собственности. Три основных права человека согласно Локку — это право на жизнь, свободу и собственность. Однако самым важным он считал право собственности — даже более важным, чем право на жизнь и политические права. По словам Локка, лучшей формой правления является ограниченная монархия, в которой должно быть разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.
Иеремия Бентам (1748—1832) — родоначальник теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, а также французских материалистов XVIІІ в. (Гельвеция Гольбаха).
Его внимание сосредоточено на интересах и безопасности личности. Согласно Бентаму, человек должен заботиться о себе и своем благополучии, не полагаясь на внешнюю помощь. Бентам не признавал и даже отрицал личную свободу и права. Он считал ее истинным воплощением зла. Он осуждал монархию и наследственную аристократию. Он поддержал республиканскую структуру государства, в которой должны быть разделены три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная). Однако в то же время И.Бентам не согласился с тем, чтобы эти ветви власти существовали и действовали независимо друг от друга. Бентам был убежденным сторонником демократически-республиканской системы и выступал за введение однопалатной системы в Англии и упразднение Палаты лордов.
Джон Стюарт Милль (1806—1873), — яркий представитель либерализма, работы которого характеризуются упором на построение «морали» и, следовательно, (по его мнению) правильных моделей политической и правовой структуры общества. Согласно Миллю, высшим проявлением морали, добродетели считается идеальное благородство, выражающееся в жертве ради счастья других, в самоотверженном служении обществу. Все эти качества могут быть участью только свободного человека. Свобода личности, частного лица, в первую очередь, связана с политическими структурами и их функционированием. По словам Милля, этот самый важный фактор делает государство зависимым от воли и способности людей создавать и строить нормальное человеческое общество. Основным условием существования достойного государства является самосовершенствование людей, высокие качества людей, членов общества, для которого предназначено государство [10, с.64].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ