Взаимосвязь самоотношения и мотивации к успеху у представителей различных профессий

Самоотношение в этой трактовке рассматривается как эмоциональный компонент единицы самосознания – смысла «Я». Смысл «Я» при этом формируется как столкновение (отношение) свойств и качеств с целями и мотивами субъекта, приобретая многомерность и глубину с развитием личности. Основой данного механизма служит переплетение деятельностей субъекта – столкновение одних потребностей и мотивов с другими, целей и мотивов с интегральными личностными образованиями (гордость, воля, совесть), с иными человеческими качествами.
В результате у субъекта развивается определенное отношение к себе самому, которое при этом может стать позитивным («Я»-условие, которое способствует самореализации), конфликтным («Я»-условие, которое одновременно и препятствует и способствует самореализации), негативным («Я»-условие, которое полностью или частично препятствует самореализации) [18].
Помимо этого, исследователь с использованием метода факторного анализа пришел к выводу о наличии трех измерений в рассматриваемых действиях-установках самоотношения. Соответственно, он рассматривает феномен как трехкомпонентную структур, включающую три измерения:
— безоценочная эмоция расположенности/нерасположенности к себе («аутосимпатия») – «симпатия-антипатия»;
— оценочный компонент («самоуважение») – «уважение-неуважение»;
— переживание межличностной внутренней дистанции («самоинтерес») – «близость-отдаленность».
В совокупности вышеуказанные компоненты формируют эмоциональное пространство, на котором и разворачиваются действия и установки в отношении своего «Я».
С.Р. Пантилеев, подчеркивает, что самоотношение, как выражение обобщенного смысла «я» не сводимо к системе самооценок», так как помимо самооценок существуют еще довольно устойчивые эмоционально-ценностные отношения к себе, которые непосредственно выражают смысл «Я» для субъекта [12]. В связи с этим автор рассматривает самоотношение как иерархически-динамичекую систему, выделяя подструктуру каждого из аспектов самоотношения.
Самоуважение включает в себя самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, а также социальную желательность «Я». Аутосимпатия включает такие аспекты как самопринятие, самоценность и самопривязанность. Третья подсистема, самоуничижение, включает в себя внутреннюю конфликтность и самообвинение. Данные аспекты объединяет наличие негативного эмоционального тона самоотношения. Выраженность каждой из этих подсистем может быть различной, и не всегда иметь общую направленность (позитивную или негативную).
Таким образом, при рассмотрении исследований самоотношения можно выделить три разных подхода:
— понимание феномена как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);
— понимание феномена как компонента саморегуляции;
— понимание как черты личности.
Системный анализ самоотношения включает рассмотрение одновременно на всех трех уровнях психологического бытия: деятельности; личности как субъекта самосознания смыслового ядра и субъекта данной деятельности. Очевидно, что самоотношение служит, с одной стороны, средством защиты самоидентичности, с другой – выражает смысл «Я» посредством эмоциональных переживаний и систему оценок. Самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания и определяет картину представлений о себе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ