взаимодействие государства и бизнеса: анализ форм и методов

Цели и задачи

Целью данной работы является анализ взаимодействия форм и методов государства и бизнеса.

Введение и актуальность


По мнению других авторов, целью реализации социальной функции выступает удовлетворение потребностей людей, а также поддержание установленного уровня жизни. Например, Л. Ж. Морозова считает, что «главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении»
Кроме того, она полагает, что социальная функция должна защищать малообеспеченные слои населения, которые нуждаются в государственной материальной поддержке. В своем диссертационном исследовании Н. Ю. Воробьева также упоминает о необходимости установления в обществе равных стартовых возможностей для развития дееспособных субъектов
Но по мнению И. А. Тарасовой, созданию таких возможностей в обществе, где действуют рыночные отношения и имеет место имущественное разделение, препятствуют определенные трудности, поскольку в нынешней России формируется дуалистическое общество, которое ограничивает возможности малообеспеченного населения в тех или иных сферах общественной жизни 15
В. Н. Хропанюк отмечает, что социальная функция государства нацелена на оказание социальной помощи нуждающимся категориям граждан, а также создание нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Он полагает необходимым оказывать социальную помощь нуждающимся в ней членам общества, а также выделять достаточные средства на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т. п. 16
С данным мнением нельзя не согласиться, поскольку осуществление социальной функции в данном контексте направлено на реализацию социальных прав граждан, которыми они должны обладать и пользоваться согласно международным правовым актам. В. И. Червонюк считает, что назначением социальной функции является предоставление социальных услуг обществу в целом и государственная поддержка социально уязвимых категорий населения, таких как малоимущие, инвалиды, престарелые 17В своем исследовании М. И. Байтин придерживался мнения, что социальная функция направлена на смягчение и преодоление негативных явлений, таких как бедность, неравенство и безработица
Исходя из этого при проведении социальной политики неотъемлемым ее элементом выступает оказание поддержки со стороны государства социально уязвимым слоям населения. Нельзя не согласиться с мнением А. А. Иванова, который считает, что «социальная функция государства состоит в создании условий для достойного и свободного развития человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства: защищенности тех, кто в силу различных причин не может участвовать в трудовой деятельности (инвалиды, больные, пенсионеры, дети, студенты); поддержании социальных сфер, неприбыльных экономически и поэтому часто игнорируемых иными держателями финансов, но необходимых для жизнедеятельности всего общества (здравоохранение, транспорт и связь, строительство жилья для малообеспеченных категорий населения)» Несмотря на то, что в современной классификации социальная функция выделяется как самостоятельная, многие исследователи при ее изучении предлагали различные ее наименования, например, «функция обеспечения благосостояния народа», «социальная функция» или «функция социальных услуг».
В том числе и Н. И. Матузов и А. В. Малько к внутренним функциям современного Российского государства относят функцию социальной защиты населения, которая, по их мнению, выступает как направление деятельности государства, призванное обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности
Обобщая научные данные, приходим к выводу, что в ходе реализации социальной функции со стороны государства проводятся мероприятия по предоставлению поддержки социально уязвимым категориям граждан. Кроме того, государственная социальная политика направлена на развитие таких сфер общественной жизни, как здравоохранение, образование, жилищное строительство, социальное обеспечение. По мнению В. М. Сырых, социальная функция должна обеспечивать все права, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который требуется для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам
Проведенный анализ указывает на то, что вся социальная деятельность государства в наибольшей степени направлена на малообеспеченные категории граждан. С. Е. Коробов справедливо отметил, что «объектами социальной опеки со стороны государства должны быть только бедные, нуждающиеся в поддержке и не имеющие возможности обеспечить себе прожиточный минимум». В современном обществе без государственной поддержки человек не сможет преодолеть существующие кризисные потрясения.
Но это вовсе не означает, что вся обязанность по обеспечению благосостояния индивида ложится на государство. Государство создает лишь условия для развития и помогает в трудные периоды. Каждый отдельный индивид должен сам стремиться к обеспечению как собственного, так и благосостояния своей семьи. В современном обществе деятельность большинства государств направлена на реализацию социальной политики. Они проводят мероприятия по внедрению новых социальных программ в различные сферы общественной жизни, тем самым стремясь создать достойные условия для жизни человека. Кроме того, особое внимание уделяется защите социально незащищенных категорий граждан, что является неотъемлемым элементом социальной политики.

Заключение и вывод


Для того, чтобы цели экономической политики были реализованы, необходимо действовать по специально заготовленному плану и применять определенные инструменты. Именно инструменты составляют механизм эффективного государственного регулирования. Выделяют несколько ключевых элементов этого механизма. К ним относят фискальную и кредитно-денежную политики государства
Все действия государства, имеющие воздействующий характер на экономику страны, относят к экономическим инструментам. К ним принято причислять совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала и многие другие. Административные рычаги, все вместе, объединяют все действия, которые непосредственно связаны с обеспечение норм права. Естественно, что перед тем как принять меры, ставится конкретная задача, к которой нужно прийти. Так вот к задачи относится – создание наиболее рациональных условий для бесперебойного функционирования частного сектора.
Государство оказывает огромное влияние на экономику своей страны. Однако, если брать нынешнее регулирование государством экономики своей страны и сравнить ее, допустим, с административно-командной системой, то можно заметить, что роль государства в экономике различная. В частности, в командно-административной роль гораздо больше, чем при современной рыночной.
Подводя итоги, следует отметить, что взаимоотношения "государство-бизнес" в рамках политического процесса наиболее удобно было бы воспринимать в рамках "классической" модели прямого взаимодействия субъектов от бизнеса и арбитра от государства. Однако российская действительность вносит всё больше корректив в эту модель. Развитие же системной модели взаимодействия с органами власти идёт достаточно медленно. Причина этого не только в сопротивлении государства и противоборстве политических группировок, сколько в особенностях развития российского бизнеса. Первая особенность в том, что российская бизнес-элита постепенно эволюционирует, всё больше склоняясь к цивилизованным формам разрешения имущественных споров. Громкий политический PR вокруг этих процессов рождён скорее стремлением к дезинформированию заинтересованных кругов, нежели к интенсификации противоправных действий и скорее является следствием несовершенства законодательной базы, нежели усиливающимся давлением криминала на политическую сферу.
Важным следствием построения новой модели взаимодействия бизнеса и власти можно назвать уменьшение "эффекта персонификации" развития бизнеса во взаимодействии с государственными органами. С лёгкой подачи российских СМИ, а также в силу традиционных особенностей построения государственного аппарата бизнес не только требует постоянного управления вложенными активами, но и персонифицируется с управляющим лицом. Российские олигархи, подобно отношениям в политической системе пытаются сконцентрировать максимальное число полномочий в рамках своей компетенции. В результате в глазах СМИ, политиков, государства, и инвесторов формируется персонифицированная ответственность конкретного менеджера за положение компании. Этим государство активно пользуется. Но это уже другой случай. Здесь как государство, так и менеджмент старательно играют на "эффекте персонификации". Попытки построения новой системы сулят сведение к минимуму персонифицированной ответственности. У бизнеса появляется новый, независимый посредник.
Однако даже в своём стремлении построить и институализировать новую модель взаимодействия власти и бизнеса российская олигархия пытается продлить жизнь своего "персонального имиджа". Создавая институт независимых арбитров РСПП пытается максимально концентрировать внимание именно на личностях элиты российского бизнеса, именно на их персональном авторитете. По мнению функционеров РСПП, распространяемым в публичном пространстве это поможет разрешению споров, не прибегая к силовым методам государственного воздействия. Однако, как же объяснить присутствие в списке арбитров представителей Администрации Президента? В результате, инициатива РСПП может обернутся очередной инициативой по концентрации влияния в руках конкретных представителей бизнес-элиты
Для того, чтобы реализовать долгосрочную перспективу экономического роста нашей страны, необходимо уделять огромное внимание развитию ряда производственных факторов. В частности, к ним относятся факторы природного, человеческого и финансового капитала.
Существующая сегодня проблема экономического роста, также, как и проблема экономического развития в нашей стране, имеет глубокие корни. Важным аспектом является то, что необходимо обеспечить увеличение положительной динамики экономики страны. Необходимо данные элементы сделать стабильными и устойчивыми. Необходимо добиваться того, чтобы каждый человек, проживающий на территории нашей страны, на себе почувствовал позитивное влияние экономического роста страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ