Внутренние и внешние угрозы развитию топливно-энергетического комплекса России.

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является поиск путей предотвращения внутренних и внешних угроз развитию топливно-энергетического комплекса России.

Введение и актуальность


Государственное управление в сфере энергетики направлено на достижение четырех основных целей: во- первых, иметь достаточное количество энергетических запасов для обеспечения потребностей населения, во- вторых, обеспечивать безопасность поставок энергии, в- третьих, обеспечивать доступность энергии и, в- четвертых, осуществлять достижение указанных выше целей в устойчивом равновесии с окружающей средой. Одной из главных целей энергетической политики государства является обеспечение энергетической безопасности.
Характерной чертой энергетической политики и правового регулирования в сфере энергетики в промышленно развитых странах в последние 80 лет является направленность на достижение безопасного и надежного предоставления электроэнергии и природного газа. В последнее же время как государство, так и представители энергетической промышленности акцентируют особое внимание на повышении экономической эффективности, повышения производительности и снижения затрат в сфере энергетики.
В России в 2018 году была утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы России до 2035 года. Ее цель - создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.
Следующий документ – это Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. No 1725 «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей».
Его цель - обеспечение условий для развития нефтепереработки в условиях осуществления налоговой реформы в нефтяной отрасли.
Следующий документ - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2018 г. No 1282 «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации».
Его основная цель – это обеспечение газом перспективных промышленных потребителей и создание дополнительных условий для развития газохимической отрасли.
Также стоит упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. No 1445 «О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора».
Основная его цель – это повышение результативности и эффективности контрольной и надзорной деятельности в сфере электро- и теплоснабжения.
Таким образом, можно сделать вывод, что ТЭК России находится в постоянной модернизации и нормативно-правовое регулирование охватывает все отрасли комплекса.

Заключение и вывод

Чем дальше идет время, тем больше человечество начинает использовать все новые и новые виды ресурсов (атомную и солнечную энергию, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Но все же основную роль в энергообеспечении всех отраслей экономики на сегодняшний день играют топливные ресурсы.
Происходящие трансформации мирового топливно-энергетического комплекса оборачиваются большими рисками для энергетики и экономики многих государств. Высокие затраты на добычу и трансконтинентальную транспортировку, а также действующая несовершенные институты, ограничения на привлечение капитала и технологий снижают конкурентоспособность энергоресурсов на внешних рынках.
Возможны следующее развитие событий на топливно-энергетическом рынке:
По итогам расчетов, в течение всего периода не будут востребованы потенциальные возможности добычи и экспорта газа.
Существенно изменятся топливно-энергетические балансы стран и регионов, что отодвинет во времени или сделает неэффективными ряд крупных энергетических проектов в нефтяной и особенно в газовой отрасли.
Потребуются огромные усилия для снижения технологической зависимости ТЭК от поставок извне.
В рамках развития необходимым (а не только желательным) становится радикальное повышение эффективности хозяйствования и накопления в ТЭВ в обозримом будущем.
Правовое регулирование топливно-энергетического комплекса на сегодняшний день остаётся проблемным вопросом. Данный тезис в одинаковой степени справедлив как для розничных, так и для оптовых рынков энергии. Остаются слабо урегулированными вопросы структуры рынка, формирования договорных отношений между его участниками, вопросы ответственности, однако, очевидно, что все эти противоречия не должны отражаться на правах и обязанностях потребителей энергии, которыми является как граждане, так и крупные предприятия.
Заявленные Россией стратегические цели развития и взаимодействия в топливно-энергетическом комплексе свидетельствуют о том, что страна заинтересована в многостороннем договоре, упорядочивающем отношения в энергетической сфере (в первую очередь в своем географическом регионе). России выбрала прекращение участия в Энергетической Хартии и продвижение собственной Конвенции. Последнее связано со значительными трудностями. Во-первых, есть имиджевые риски (непоследовательность, смена ориентиров). Во-вторых, необходимо будет продемонстрировать и доказать принципиальные преимущества положений новой инициативы для большинства потенциальных участников по сравнению с ДЭХ, а также недопустимость учета этих положений в рамках Хартии. В-третьих, обсуждение новой инициативы, вероятно, растянется на долгий период времени, а в конце потребуется согласование и подписание нового документа, успех чего не гарантирован. В- четвертых, новые переговоры сами по себе не разрешат противоречий между позициями различных стран - придется возвращаться ко всем неразрешенным вопросам, а, вероятно, и обращаться к новым, учитывая более широкий географический охват.
Результаты этого исследования позволяют сделать следующие выводы:
• Российская Федерация обладает крупнейшими в мире запасами топливно-энергетических ресурсов, занимая второе место в мире по запасам природного газа и угля и шестое по запасам нефти. На данный момент это один из крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов.
• Энергетическая стратегия до 2030 года была принята с целью наиболее эффективного использования природных энергетических ресурсов Российской Федерации. Государственная программа энергоэффективности и развития энергетики на 2013-2020 годы дала новый импульс развитию ТЭК России.
• Повышение энергетической безопасности и бюджетной эффективности ТЭК, развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, создание и развитие нормативной базы для импортозамещения в отраслях ТЭК, совершенствование мер налоговой, таможенной и тарифной политики. меры по повышению доступности энергетической инфраструктуры были разработаны и реализованы в ходе реализации Стратегии 2030 и т. д.
• Проблемы, которые требуют немедленной ликвидации и совершенствования системы государственного регулирования, включают меры по регулированию рынка возобновляемой энергии, стимулирование инвестиций в энергетический сектор и совершенствование системы тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ