влияние темперамента на выбор профессии

Цели и задачи

Цель исследования: изучение влияния типа темперамента на профессиональное самоопределение.

Введение и актуальность


Соотношение экстраверсии-интроверсии определяет зависимость реакции и деятельности человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних образов человека, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции, и скорость ее развития [8, с. 113].
Определение типа темперамента у взрослого человека, представляет собой достаточно сложную задачу, И.П. Павлов, основываясь на определенные факты, отказался ориентироваться в определении типа нервной системы на поведение и сделал вывод о том, что типы НС должны определиться только по лабораторным процедурам, выявляющим особенности условно-рефлекторной деятельности [1, с. 358].
И.П. Павлову принадлежит и идея изменить значение слова «темперамент». Генотип И.П. Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, а фенотип – как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Следовательно «генотип» И.П. Павлов связывал с темпераментом, а фенотип с понятием «характер» [3, с. 160].
Важными являются и выводы Б.М. Теплова, указывающие на отсутствие прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения, о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Так свойства нервной системы, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют фундамент, на котором одни формы формируются легче, а другие труднее [4, с. 126].
Наиболее теоретически проработанной из современных концепций представляется учение о темпераменте, развиваемое школой В.М. Русалова [11, с. 66]. Согласно работам В.М. Русалова, темперамент это психосоциобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. 
Согласно этой теории, темперамент рассматривался как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов, которые вовлечены в функциональные системы поведения. Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуально-биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формальных свойств индивидуального поведения
Большой интерес представляет учение о темпераменте, разработанное В.М. Русаловым, который рассматривает в качестве системы формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы в понимании П.К. Анохина [11, с. 66].
Согласно этой концепции, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов ,каждый из которых реализуется как иерархия четырех блоков: афферентного синтеза, программирования, исполнения и обратной связи, принимая, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических свойств. [11, с. 67].
В.М. Русалов допускал существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека.
Первый параметр определяется широтой - узостью афферентного синтеза, или степенью напряженности взаимодействия организма со средой.
Второй отражает степень легкости переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты реализации той или иной манеры поведения. Четвертый параметр отражает порог чувственности к возможному несовпадению результата действия с планируемым результатам.
Таким образом, предположенная теория опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, а на достижения функционально системного подхода в нейро- и психофизиологии. Согласно этому подходу, описанному ранее, в структуре темперамента В.М. Русалов выделял четыре фундаментальных измерения:
1) эргичность,
2) пластичность,
3) скорость (темп)
4) эмоциональную чувствительность. 
Темперамент имеет особое влияние на выбор профессии, а также на особенности мотивации к трудовой деятельности, в которой специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение [11, c. 68].
Анализируя теории мотивации в выборе профессии, следует отметить, что даже в данной сфере у ученых нет единого подхода к исследованию проблемы.
Теории мотивации можно разделить на две группы: процессуальные теории мотивации и теории удовлетворения потребностей. Теории удовлетворения потребностей имеют целью выявление потребностей личности.
Развитие представлений о темпераменте имеет длительную историю еще со времен Гиппократа, так или иначе, отражающую связь между поведением человека и его биологическими особенностями. Ведущие теории разработаны на основе масштабных исследований проведенных И.П. Павловым (нейродинамическая теория темперамента), В.М. Русалов (теория темперамента, на основе которой разработан опросник структуры темперамента).
Заслуга ведущих исследователей состоит в том, что на основе проведенного массива исследований темперамента был сформирован базис на основе которого получили свое развитие теории профессиональной ориентации, основанные на учете особенностей темперамента.
Идея выбора профессии с учетом особенностей темперамента, получает все большее распространение, которое может обеспечить развитие успешной карьеры, более эффективная реализация резерва нервной системы.

Заключение и вывод

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений, что показывает социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом.
Накопленные факты показывают, что в большинстве теорий исследователи как будто привязаны к конечному числу типов. Это нельзя назвать случайным совпадением. Условие, что число типов должно равняться четырем, никаким образом не вытекает ни из одного подхода, приведенного выше. Как справедливо отмечал В.Д. Небылицын, древность научной теории еще не говорит о ее правильности [6, 7]. По всей видимости, вопрос о количестве типов (ли групп?) к настоящему времени в приведенных выше теориях еще не получил удовлетворительного ответа, хотя для построения научной теории темпераментов он имеет принципиальное значение.
В современной психологии темперамент определяется как постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержанияp[ 11, с.73].
Проблема профессиональной проф.ориентации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение [3, c. 74].
1. Подростки с высокими значениями психомоторной активности темперамента проявляют повышенный интерес к мануально-предметным профессиям в девятом и десятом классе.
2. У старшеклассников, отдающих предпочтение знаковым профессиям, не выявлено значимых отличий в разных сферах темперамента.
3. Учащиеся с высокими значениями коммуникативной активности, проявляют повышенную склонность к социальным профессиям в девятом и десятом классе.
4. У школьников, предпочитающих социальные профессии, только в девятом классе отмечается высокая общая эмоциональность темперамента.
Исходя из вышеизложенного, предлагается практическая модель, которая будет строиться и развиваться по следующим этапам:
1. Профориентационная информация – это получение относительно точного и полного сведения о мире профессий и предприятий.
2. Профориентационное воспитание – познание себя при помощи специалистов.
3. Профориетационная консультация – система мероприятий, воздействующая на предпочтения персоны.
4. Профессиональная диагностика – психофизиологическое исследование.
5. Профессиональный отбор – заключительный акт предварительного выбора профессии в соответствии с реалиями микросреды.
6. Трудоустройство – (профессиональный клиринг).
7. Профессиональное закрепление – закрепление в правильном выборе. Показателями экономической эффективности профориентации можно считать сокращение сроков трудоустройства, закрепление на предприятии, поступление в соответствующее учебное заведение, которое вам подходит, повышение производительности труда, высокий профессионализм и т.д..
Показатели социальной эффективности также говорят о важности данного подхода, в их числе увеличение физической и профессиональной жизни, укрепление семьи, снижение зависимостей, увеличение тяги к образованию и т. д.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ