Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо на уроках в начальной школе.

Цели и задачи

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность» виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо на уроках в начальной школе.

Введение и актуальность


Речь - это деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива в устной или письменной форме. Результатом этой речевой деятельности является речевое произведение, или текст. Речь является реализацией языка, который только через неё может выполнять свою основную функцию – служить средством общения ( коммуникативная функция ).
Для понимания особенностей методики работы по развитию речи учащихся необходимо иметь представления о процессе порождения речи,
так как наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности,
т.е. в условиях, приближенных к естественной коммуникации.
При исследовании речи как процесса используют термины порождение речи, речевая деятельность. Основные понятия теории деятельности: деятельность, действие и операция.
В самом общем виде в процессе порождения речи можно выделить следующие стадии: доязыковая (на этой ступени происходит формирование мотива и исходного замысла, а также формируется обобщённая мысль – первичная структура в смысловых сгустках; языковая стадия (внутренняя речь - опосредование мысли языковыми моделями; подбор оптимальных языковых средств; внешняя устная или письменная речь). Эти процессы, по мнению многих ученых, могут идти одновременно или даже с опережением.
«Сбой» на каждой из этих ступеней может привести к речевым неудачам разного типа.
Речь всегда мотивирована: вызвана обстоятельствами и направлена на решение каких-либо задач. Мотивация - это переход от жизненной ситуации к осознанию цели действия… формирование мотива. Мотив - это побуждение к действию, осознаваемые причины, лежащие в основе выборы поступков.
Мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельности более высокого ранга – деятельности общения (коммуникативной). Мотивы могут быть личностные и социальные, это могут быть биологические потребности человека, его интересы, увлечения, идеи, замыслы. Мотивация проходит следующие этапы, порождающие и сменяющие друг друга:1) ситуация; 2)возникновение потребности, вначале дающей о себе знать в ощущении дискомфорта; 3) осознание потребности, формирование мотива; 4) перерастание мотива в целеполагание, принятие решения о необходимости действия, в том числе и речевого. Говорить о речи как о деятельности можно лишь в том случае, если рассматривать её в рамках коммуникации.
Задача учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая порождает потребность высказывания. Хорошо эту задачу выполняют ролевые игры. Вначале ученики ощущают дискомфорт, связанный с искусственностью ситуации, и снять этот дискомфорт помогает соревновательный момент- распределение ребят на группы, команды, которые борются между собой за лучшее осуществление задачи. Стимулируют речевую деятельность и задания такого типа: придумать игру и составить к ней инструкцию.
В 60-70-ые годы 20 века Т.А. Ладыженская вместе со своими единомышленниками–учителями сформулировала основные коммуникативные умения, необходимые для написания творческих работ (сочинений) и для создания устного монологического высказывания. На основе этих коммуникативных умений Т.А.Ладыженской была разработана система обучения речи, которая и легла в основу соответствующего раздела программы под редакцией Н.М. Шанского. Основное внимание в ней обращено на содержательную сторону высказывания.
Если понимать речь как деятельность, то можно выделить её основные фазы, которые выделяются в любой деятельности.
Первая фаза – ориентировки в условиях и задачах общения и в содержании
высказывания соотносится с умением соориентироваться в речевой ситуации, определить границы темы и умением подчинять высказывание основной мысли.
Фаза планирования соотносится с умением собирать и отбирать материал, составлять план.
Фаза реализации программы - это умение точно, хорошо, правильно выражать свои мысли, умение композиционно оформить материал.
Последняя фаза контроля соотносится с умением совершенствовать написанное.

Заключение и вывод

Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем.
Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы.
Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.
Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.
Главное необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.
Подача обратной связи – серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ