«Процессуальная самостоятельность следователя при производстве следственных действий и принятии решений»

Однако, по нашему мнению, в настоящее время, при сохранении обвинительного уклона предварительного расследования реализация данных предложений невозможна. Следователь поставлен в зависимость не только от руководителя следственного органа и руководителя территориального органа внутренних дел, как мы уже говорили выше, но и от прокурора. В настоящее время действует жестокая система привлечения следователей к дисциплинарной ответственности при несоблюдении требований к качеству расследования, так, возвращение прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования влечет за собой наложение дисциплинарного взыскания. Очевидно, что каждый следователь желает избежать этого, в связи с чем, прокурор имеет рычаги воздействия на следователя, а, значит, может и навязать ему свое видение результатов расследования. Таким образом, в настоящий момент вряд ли можно вести речь хоть о какой-то процессуальной независимости следователя, последний вынужден согласовывать свои действия с руководителем следственного органа, прокурором, подчиняться требованиям последних, которые, как правило, высказываются устно. Формальная возможность обжалования указаний руководства следователями практически не используется в силу возможности наступления впоследствии неблагоприятных последствий для него. К сожалению, на данный момент вряд ли существует действенный способ разрешения данных проблем, поскольку законодательное закрепление сужения полномочий руководителя следственного органа и прокурора по контролю за деятельностью следователя так и останется номинальным. В определенной степени независимость следователя, как мы уже отмечали выше, может быть повышена путем создания единой независимой следственной структуры, таким образом, следователь не будет зависеть от показателей органов внутренних дел, однако, проблему подчиненности руководителю следственного органа и прокурору это не решит. Представляется, что требуется совместная разработка ученых и правоприменителей с учетом всех проблем, возникающих на практике, целью которой должно стать не только внесение изменений в законодательство, но и выработка механизма по их реализации.
Таким образом, следователем является процессуально – независимое лицо, в служебные обязанности которого входит производство предварительного следствия. При этом, вне зависимости от ведомственной принадлежности, все следователи обладают равными полномочиями. С нашей точки зрения, в действительности, процессуальная независимость следователя является достаточно спорной, поскольку она ограничивается процессуальным контролем со стороны руководителя следственного органа, а также прокурорским надзором. Кроме того, независимость следователя во многом ограничивается ведомственными интересами. С нашей точки зрения, решение данных вопросов возможно путем создания единого следственного органа и пересмотром ряда полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ