виды, цель их создания, порядок функционирования и экономическая сущность

Цели и задачи

Целью данной работы является рассмотрение роли и места внебюджетных фондов как части финансовой системы.

Введение и актуальность


В функциях внебюджетных фондов проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении социальных интересов населения страны. Финансовые функции устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Внебюджетными фондами, и представляют собой средство реализации этих задач.
1.3 Место внебюджетных фондов в финансовой системе РФ и их функции
В Соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса РФ [4]12 в состав внебюджетных фондов включены:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
2 декабря 1990 года был образован Пенсионный фонд. Он был создан для управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения.
Легального определения Пенсионного фонда нет. Существует несколько мнений на определения термина «пенсионный фонд».
Н.П. Белотелова считает что «Пенсионный фонд России выступает как централизованная система аккумуляции и перераспределения финансовых средств, используемых в основном для реализации выплат разным категориям нетрудоспособных граждан в виде военных, трудовых и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на случаи потери кормильца, компенсационной выплаты» [23].
По-другому думает А.С. Нешитая , Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это «централизованный фонд пенсионного обеспечения населения» [56].
Согласно словарю финансовых и юридических терминов Пенсионный фонд-это «внебюджетный целевой фонд, формируемый из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций и аккумулирующий на этой основе средства, из которых выплачиваются государственные пенсии гражданам» [49].
Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Его деятельность контролируется правительством. Деятельность Пенсионного фонда регламентируется Конституцией РФ, законами РФ (о страховых пенсиях, о негосударственных пенсионных фондах и т.д.), указами Президента РФ (О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ (Положение о пенсионном фонде РФ) Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В Пенсионный фонд входят «региональные отделения, формируемые согласно решению правления фонда к осуществлению государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав России, автономных округах, областях, краях, областях, городах Санкт-Петербурге и Москве. Фонд и его региональные отделения - юридические лица, обладают гербовой печатью со своим наименованием, расчетными, валютными и иными счетами в банках» [50, С. 4].
Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения при потере здоровья, независимо от причины. специально для этого была создана система ОМС. В соответствии со статье 44 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, медицинская помощь оказывается за счет страховых взносов и других поступлений» [1]. Регулирует деятельность ОМС закон «о медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году. Закон установил «правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования граждан в РФ, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения» [26, С. 51].
Деятельность ФОМС регулируется Уставом, который утверждается постановлением Правительства. Деятельность ТФОМС осуществляется в соответствии с Положением о ТФОМС, и утверждается постановлением Верховного Совета РФ.
Руководствующая роль ФОМС принадлежит правлению, которое является коллегиальным органом и директору. Правление федерального фонда состоит из 11, он утверждается Правительством РФ на срок 3 года. Правление возглавляет председатель, который имеет 1 заместителя. Они избираются правлением Федерального фонда.
К основным принципам обязательного медицинского страхования относят:

Заключение и вывод


В целом, рассмотрев внебюджетные фонды изучив их виды и функции, вникнув в понятие «внебюджетные фонды», я пришла к выводу о том, что Фонды является неотъемлемой частью любого правового государства, являются важнейшим звеном финансовой системы в распределительных и перераспределительных отношениях в результате которых и формируются фонды.
Расширение деятельности государства повлекло формирование множества специальных фондов, многие из них сохранили собственную самостоятельность даже после формирования государственного бюджета, который основывается на объединении различного рода фондов. В их числе ведущая роль у социальных фондов. В России они представлены 3-мя фондами: Пенсионным фондом РФ, Фондом обязательного медицинского страхования, а также Фондом социального страхования. Данные фонды обладают строго целевым значением, они исполняют определенные функции, которые возлагает на них государство.
Так, Пенсионный фонд России создали с целью государственного управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения; ФФОМС – с целью обеспечения устойчивости государственной системы ОМС; ФСС – с целью обеспечения государственных гарантий в системе соцстрахования. Каждый из них создается главным образом за счет перераспределения Национального дохода, а именно благодаря специальным налогам и сборам, средствам из бюджета и займам.
В заключение в работе дано описание проблем, затрагиваемых в процессе изучения деятельности внебюджетных фондов, а также указаны предложения по их разрешению
Работа основной группы внебюджетных фондов – социальных, дает возможность реализации принципов страхования в внебюджетной государственной системе, как совокупности экономических отношений, связанных с формированием за счет целевых взносов страховых финансовых фондов на разрешение определенных социальных задач в государстве. Что не является возможным при безадресной работе госбюджета. При этом, данные преимущества в ряде случаев можно расценить в виде недостатков внебюджетных фондов. Так, эффективность управления средствами фонда влечет частые случаи злоупотреблений органами управления фонда и использования внебюджетных средств на личные нужды работников фонда: кроме того - свободные средства фонда не могут быть направлены на решение государственных проблем, которые не входят в сферу деятельности данного фонда.
В общем можно говорить о том, что благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства. Обособленность функционирования внебюджетных фондов позволяет реализовать правовой режим, гарантирующий защиту интересов каждого конкретного человека и отдельного региона.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ