уровень учебной мотивации школьников среднего и старшего звена

Цели и задачи

Цель работы: изучить мотивацию к обучению у школьников средних и старших классов.

Введение и актуальность


Устойчивость в психологии определяется как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, которые действуют на человека. Устойчивостью в учебной мотивации является такая динамическая характеристика, обеспечивающая некоторую продолжительность, а также высокую полезность деятельности не только в нормальных, но и в экстремальных условиях. Исследователи, которые основывались на системном представлении устойчивости, рассматривали ее в сочетании с определенными характеристиками учебной мотивации, а именно – осознанностью, действенность, силой, ориентацией на процесс, сформированностью смыслообразующего мотива деятельности и т.д.
Учебная мотивация характеризуется особой структурой, одна из ее форм – внешняя мотивация, ориентированная на награду и избегание и внутренняя, которая ориентирована на процесс и результат. Важную роль играют такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. [3, с. 224]
Таким образом, мы можем сделать вывод вслед за Г.Н. Хамедовой о том, что учебная мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей. Мы согласны с мнением А.К. Марковой, которая предложила дифференцированную классификацию учебных мотивов. Так, познавательная мотивация состоит из: учебно-познавательных, широких познавательных мотивов, а также мотивов самообразования. Социальная мотивация разделена на: узкие социальные или позиционные, широкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества. [9]

Заключение и вывод


Учебная мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей. А.К. Маркова предложила дифференцированную классификацию учебных мотивов. Так, познавательная мотивация состоит из: учебно-познавательных, широких познавательных мотивов, а также мотивов самообразования. Социальная мотивация разделена на: узкие социальные или позиционные, широкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества.
Мотивы учения у старшеклассников существенно отличаются от таковых в подростковом возрасте из-за намечаемой профессиональной деятельности. Старшие школьники проявляют интерес к тем предметам, которые им пригодятся для подготовки к выбранной ими будущей профессии. Основной мотив учения в данном возрастном периоде – подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Отметка для старшеклассника становится критерием знаний, она уже утрачивает свою побудительную силу, учебная активность в данном случае определяется стремлением к знаниям.
Подобранная нами диагностическая методика позволяет выявить уровень развития учебной мотивации у старших школьников, поскольку это влияет на успеваемость обучения юношей и девушек в период ранней юности.
Нам удалось выяснить, что у данной группы школьников преобладает средний, близкий к высокому уровень мотивации учебной деятельности. Поскольку необходимо, чтобы уровень учебной мотивации улучшался, мы разработали рекомендации для родителей и учителей по улучшению и поддержанию на высоком уровне мотивации к обучению. Данные рекомендации для родителей и учителей способствуют значительному улучшению мотивации к обучению школьников среднего и старшего звена. Однако, чтобы постоянно поддерживать уровень развития учебной мотивации на должном высоком уровне, необходимо постоянно, систематически следовать нашим разработанным рекомендациям.
Выдвинутые нами гипотезы в начале работы по результатам проведенной диагностики учебной мотивации старших школьников были подтверждена. Большинство респондентов имеют средний и близкий к высокому уровень развития учебной мотивации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ