Угрозы экологической безопасности России: уровень и меры противодействия

Государство решает проблему отрицательных внешних эффектов производственной деятельности либо административными методами (область применения которых весьма ограничена), либо экономическими методами, которые реализуются посредством налоговых платежей за выбросы загрязняющих веществ и функционирования рынка разрешений на загрязнение. Административные и экономические методы регулирования выполняют две функции: сокращение выбросов и стимулирование инвестиций в развитие более чистых технологий. Говоря об административных методах, можно определить довольно большой перечень документов, обозначающих и реализующих политику государства в отношении охраны окружающей среды и природопользования. К ним относятся Указ Президента РФ № 440 от 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 05.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», Экологическая и Энергетическая доктрины Российской Федерации, Федеральная программа «Экологическая безопасность России», Программа инновационного развития России до 2020 года и иные документы, формулирующие принципы и цели развития страны, в том числе экологические. Основным документом, определяющим политику, в широком смысле этого слова, и экологическую политику, в частности, является Конституция РФ – основной закон, предусматривающий нормы-цели и нормы-принципы, формы права, задачи государства, его ветвей власти, компетенцию федеральных и иных законодательных и исполнительных органов власти в области природопользования и охраны окружающей среды, а также основные направления и пути их реализации.
Контрольно-надзорная функция является одной из основополагающих функций управления, именно благодаря ей можно определить эффективность экологической политики и сравнить имеющийся результат с желаемым. В области охраны окружающей среды, государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю закреплена в статье 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой следующие виды государственного экологического надзора устанавливаются:
государственный надзор за геологоразведкой, рациональным использованием и охраной недр;
государственный земельный надзор;
государственный надзор в области обращения с отходами;
государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
государственный надзор за использованием и охраной водных объектов;
государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
федеральный государственный охотничий надзор;
государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Все эти виды государственного экологического надзора распределены между органами системы исполнительных органов государственной власти в области охраны окружающей среды. Так государственным экологическим контролем и государственной экологической экспертизой занимаются Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), государственным экологическим мониторингом – Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Росприроднадзор. Разработка нормативно-правовых актов — Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Ростехнадзора.
Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды возложены на Министерство природных ресурсов, и в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения – на Росприроднадзор. Использования и охраны водных объектов осуществляется также при Росприроднадзор, а Ростехнадзор заключает договоры водопользования, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет функции по охране объектов животного мира, являющихся объектом охоты, в то же время являясь неотъемлемой частью окружающей среды и т. д.
Таким образом, ответственность за экологию разделили на части, а в результате за охрану всей окружающей среды никто не отвечает, в следствие чего не может проводиться эффективная экологическая политика, ведь отсутствует системный взгляд на разрешение такой проблемы, как загрязнение окружающей среды, а она требует комплексного решения, рассмотрения со всех сторон и взаимодействия всех органов управления под руководством одного органа, регулирующего и контролирующего их действия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ