Внимание и его формирование в обучении

Цели и задачи

Целью исследования является изучение специфики формирования внимания в обучении.

Введение и актуальность


Характеристики внимания помогают личности успешно ориентироваться во внешней среде и обеспечивают более полное и четкое отражение ее в психической реальности. Предмет, на который направлено человеческое внимание, занимает центральное место в сознании, а все другое человек воспринимает нечетко и слабо. Но основные характеристики внимания свидетельствуют о том, что человек может переключаться, и центральное место в сознании будут занимать разные предметы.
Внимание – это несамостоятельный когнитивный процесс, ведь мы не можем его наблюдать вне других психических явлений. Человек может с вниманием или невнимательно слушать, думать, делать, смотреть. В связи с этим внимание – это только свойство, принадлежащее другим когнитивным процессам.
Внимание обеспечивается функционированием тех центров нервной системы, что задействованы в работе когнитивных процессов, которые сопровождает внимание. Специализированный нервный центр, отвечающий за осуществление этого процесса, отсутствует, а вот возникновение зрительных, тактильных и других ощущений предусматривает активность определенных участков коры головного мозга.
Изучая высшую нервную деятельность, ученые выяснили, что нервные образования, расположенные в разных участках мозга, не могут иметь одинаковый уровень возбуждения или торможения. Когнитивные процессы протекают в коре и выражается это в активности некоторых участков той или иной интенсивности[25; с.148].
Психологическая характеристика внимания была сделана как учеными-психологами, так и учеными-физиологами. И. П. Павлов утверждал, что если бы мы смогли посмотреть сквозь человеческий череп и участки с оптимальной возбудимости на головном мозге светились, то увидели б, с какой скоростью перемещается эта светящаяся точка по большим полушариям, совершая при этом разные ломаные фигуры.
Физиология под вниманием понимает нервную деятельность некоторого участка головного мозга, который на данный момент обладает оптимальной возбудимостью, в то же время другие участки имеют более низкую возбудимость.
Общая характеристика внимания, по мнению И. П. Павлова, состоит в том, что в местах оптимальной возбудимости легко устанавливаются новые условно-рефлекторные связи и с успехом образуются новые дифференцировки. Четкость и отчетливость когнитивных процессов можно объяснить с помощью именно этой особенности.
Характеристики внимания обуславливаются действием этого физиологического закона, который говорит о следующем: сильное возбуждение одних участков коры головного мозга благодаря индукции вызывает процессы торможения, завершение нервного процесса вообще, поэтому в одних местах возникает оптимальная возбудимость, а в других – заторможенность.
Кроме исследований И. П. Павлова, объяснением физиологических механизмов внимания занимался А. А. Ухтомский. Этот ученый выдвинул теорию о принципе доминанты. Согласно этому учению, в определенный момент в коре головного мозга возникает некий участок, характеризующийся высоким уровнем возбудимости, который доминирует над другими участками, угнетая их активность. Также возбудимость может усиляться за счет идущих импульсов иного характера. Ритмический слабый звук способен вызвать ориентировочный рефлекс в обычной ситуации, но в случае возникновения доминанты, связанной с чтением книги, этот звук усилит внимание, точнее его концентрацию. Но если нервное возбуждение, находящееся в доминантном очаге, достигает своего максимального показателя, то импульсы иного характера приводят не к концентрации внимания, а к парабиотическому торможению.
Этот психический процесс обладает определенными особенностями, которые имеют различное выражение у разных людей.
Итак, основные характеристики внимания заключаются в следующих свойствах:

Заключение и вывод

Таким образом, внимание имеет виды, функции, свойства и свои отличительные особенности, которые были рассмотрены в данной главе.
Внимание является сознательно регулируемым сосредоточением на каком-то объекте. Оно не зависит от присутствующих свойств этого предмета (привлекательность, внешние и внутренние качества, интерес наблюдателя). Фиксируется оно благодаря самому человеку в зависимости от его деятельности.
Внимательный человек отличается быстрой реакцией на происходящие события и более глубоким переживанием, хорошими способностями к обучению.Если человек приблизительно знает, что такое внимание, то он понимает, что хороший результат и успех различной работы зависят именно от того, как правильно поставлена цель и как запланированы этапы по ее достижению. Также немаловажное значение имеет момент, связанный со степенью четкости направления его усилий в процессе деятельности.
Существуют психологические проблемы организации внимания на уроках. Дети быстро устают, могут быть внимательными непродолжительное время. Поэтому, в процессе обучения необходимо использовать методы и приемы формирования видов и свойств внимания.
Кроме того, преподаватель должен учитывать возрастные особенности развития внимания у школьников (переключаемость внимания, произвольное и непроизвольное внимание), а также постоянно повышать интерес учащихся к уроку.
Таким образом, учащиеся с высоким уровнем внимания более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития внимания, имеет средний и ниже среднего уровни развития.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ