Учебник как основное средство обучения в начальных классах. | Пример курсовой работы

Учебник как основное средство обучения в начальных классах.

Цель исследования: изучить возможности использования учебника математики как основного средства обучения детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых арифметических задач с пропорциональными величинами.

Таким образом, учебник является официально признанной основной учебной книгой, в которой систематически изложены учебный предмет или его части в соответствии с учебной программой. Ученики используют его как на уроке, так и при выполнении домашних заданий. Основные функции учебника математики состоят в формировании у школьников определенных ЗУНов по предмету, в развитии мышления, пространственных представлений, а также личных качеств школьника. Кроме того, учебник должен соответствовать определенным требованиям, в частности основным дидактическим принципам обучения, современным методам и организационным формам обучения.
§3. Сравнительный анализ учебников математики для начальных классов
В этом параграфе мы рассмотрим и проанализируем различные подходы к введению задач на пропорциональные величины, их решение на примере учебников 3 и 4 классов по УМК «Школа России» (авторы учебника Моро М.И. и др.) и УМК «Гармония» (автор учебника Истомина Н.Б.)[10,16].
Задачи с пропорциональными величинами у обоих авторов не выделены в отдельную группу и каждый тип задач не рассматривается отдельно (кроме задач на движение).
Изучение задач в учебниках «Школа России» и «Гармония» строится по следующему плану:
1) формирование у учащихся понятий об изучаемых величинах;
2) выявление зависимости между величинами;
3) построение модели;
4) использование модели при решении задач.
В учебнике математики УМК «Школа России» простые задачи с пропорциональными величинами начинают вводиться уже в первой четверти 3 класса. Этому предшествуют несколько уроков подготовительной работы в ходе, которой отрабатывается зависимость между изучаемыми величинами. Дети выделяют устно тройки пропорциональных величин, о которых идёт речь в задаче, учатся записывать решение в тетрадях, обязательное требование, чтобы обосновали выбор действия для решения задачи. Например, сначала рассматриваются задания с такими величинами как стоимость одного предмета, количество предметов, общая стоимость. Здесь же вводится понятие – цена как стоимость одного предмета. Далее рассматриваются задачи с величинами, имеющими пропорциональную зависимость:
1) Один ластик стоит 4 р. Сколько стоят 3 таких же ластика?;
2) Масса одного пакета, количество пакетов, масса всех пакетов;
3) Расход ткани на один костюм, количество костюмов, расход ткани на все костюмы);
4) Сшили 4 плаща, расходуя на каждый по 3 м ткани.
В учебнике представлены задания на составление задачи: а) составить свою задачу на стоимость, б) составь и реши две задачи, обратные данной и другие.
Такая подготовительная работа при грамотном разборе задач позволит не бояться решать задачи разных типов. Дети на таких уроках учатся выявлять общие свойства зависимостей величин, указанных выше. В курсе «Школа России» чаще всего используются таблицы для фиксации и анализа условия текстовых задач. Плюс этого в том, что таблица более наглядно представляет информацию и готовит учащихся к решению задач на пропорциональные величины. Минус, конечно, тоже есть, на наш взгляд, он заключается в том, что учащиеся должны уметь пользоваться различными способами наглядного представления текстовой задачи, а не только таблицей.
В учебнике Моро М.И. ведется работа по созданию табличных моделей.
Задача: 32 кг винограда разложили в коробки, по 8 кг в каждую. Сколько коробок с виноградом получилось?
Масса одной коробки Количество коробок Общая масса

Несмотря на модернизацию и информатизацию всей системы образования и как следствие этого появление новых современных средств обучения (компьютерных, интерактивных, мультимедийных), учебник был и остается по праву основным средством обучения младших школьников математике. Основными функциями учебника являются информационная, систематизирующая, практическая и воспитательная.
Огромным потенциалом в плане математического развития младших школьников обладает изучение задач в начальном курсе математики в целом, и задач на пропорциональные величины в частности. Задачи выполняют очень важную функцию. Они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями. А задачи с пропорциональной зависимостью позволяют еще больше вооружить учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни, расширить развитие основных логических операций. Кроме этого, они имеют большое значение в плане пропедевтики понятий функциональная зависимость, прямая и обратная пропорциональность, которые изучаются в среднем звене.
В ходе нашей работы была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования; раскрыто понятие текстовой задачи и ее виды; выявлены особенности использования учебника в процессе обучения решению текстовых задач с пропорциональной зависимостью; проанализированы два комплекта учебников математики для начальной школы; разработаны конспекты и фрагменты уроков, где были реализованы наши методические наработки.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Цель исследования: изучить возможности использования учебника математики как основного средства обучения детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых арифметических задач с пропорциональными величинами.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!