Формы контроля на уроке географии

Цели и задачи

Цель исследования - анализ форм контроля, и разработка рекомендаций по их использованию на уроках географии.

Введение и актуальность


При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в 5 и в 10 классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. Эту задачу позволяет решить предварительный контроль [25]. Для проведения предварительного контроля учителю необходимо четко определить, какие именно элементы ранее полученного материала и умений необходимы для усвоения нового материала. Предварительный контроль целесообразно проводить на уроке изучения нового материала, с целью выявления пробелов и их коррекции. Во многих современных учебниках перед параграфом, в котором излагается новый материал, сформулированы вопросы повторения опорных знаний. Эти вопросы могут быть использованы в качестве домашних заданий, а контроль выполнения домашнего задания одновременно будет выполнять функцию повторения необходимых для изучения нового материала опорных знаний и умений.
Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока. В процессе изучения нового материала, необходимо предусмотреть обязательные элементы контроля. С этой целью эффективно использовать рабочий лист, который учащиеся заполняют по мере изучения материала, использование программированного обучения также обеспечивает хорошие возможности осуществления контроля за усвоения предметных и познавательных УУД.
Тематический контроль проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний [25]. Тематический контроль может быть организован в форме контрольной работы, деловой игры, групповой работы, регламентированной дискуссии и т.д.
В конце учебного года и после окончания определенной ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль [25]. Итоговый контроль организуется обычно в форме контрольной, задания которой составляются на основе дифференцирования заданий по уровню сложности, и на основе разработанных критерий оценивания. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или за несколько лет.
По особенностям охвата учащихся в выполнении контрольных заданий, в школьной практике используют пять основных форм проведения контроля:
Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно учащиеся дают краткие ответы с места.
Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей-либо помощи.
Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.
В зависимости от того, кто проводит контроль, выделяют следующие типы контроля:
Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
Взаимоконтроль. Осуществляется обещающимися друг над другом.
Самоконтроль. Ученик проверяет сам себя по готовым образцам или ответам, заполняя карточку самоконтроля [25].
В процессе осуществления контроля, используются разнообразные методы контроля. Методами контроля называются способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения системой познавательных и регулятивных УУД. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачеты, тесты [25].
Устный опрос является одним из наиболее распространенных методов проверки. Он может быть проведен как в индивидуальной, так и во фронтальной и в комбинированной формах.

Заключение и вывод


Целью исследования ставился анализ форм контроля, и разработка рекомендаций по их использованию на уроках географии.
В результате проведенного исследования, выявлено, что формы и методы контроля должны обеспечивать комплексный подход к оценке достижений планируемых результатов освоения программы.
В процессе разработки рабочей программы, КТП и каждого урока, одним их важнейших блоков, является блок контроля планируемого результа.
На уроках географии необходимо регулярно в ходе каждого урока использовать предварительный и текущий контроль. В зависимости от планируемых на разных этапах урока, промежуточных и конечных результатов, используются фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный.
После прохождения определенного блока (темы.) - тематический, а в конце прохождения курса - итоговый контроль.
Контроль должен соответствовать требованиям системности, объективности, эффективности и экономичности.
Системность контроля обеспечивается использованием предварительного, текущего и итогового контроля.
Объективность контроля достигается на основе использования системы критериев.
Эффективность контроля обеспечивается регулярностью его проведения и коррекцией возникающих пробелов непосредственно в ходе проведения занятий.
Контроль будет эффективным , если его организация и проведение будет основываться на использовании разнообразных методов и форм организации, предусматривающих активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
Материалы данного исследования могут быть использованы для проведения дальнейших исследований по данной тематике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ