Творческий характер труда как фактор мотивации. Методы обеспечения заинтересованности в труде

Цели и задачи

Целью настоящей работы является исследование творческого характера труда как фактора мотивации и методов обеспечения заинтересованности в труде.

Введение и актуальность


И здесь существенную роль играет мотивация персонала, цель которой – создание высокоэффективного механизма развития и реализации творческого потенциала работника, в том числе и рабочего. Для этого необходимо реализовать такую систему трудовой мотивации, которая вместо ориентирования на иерархию команд будет ориентирована на творчество.
Этой проблеме посвящены совместные разработки экономистов, психологов, социологов, направленные на определение новых действенных методов, стимулов качественного роста и использования творческого потенциала работников.
Мотивация к реализации творческого потенциала и, соответственно, усилению творческого характера труда в известной степени описывается классическими теориями мотивации, в частности, теорией потребностей А. Маслоу, который считал, что к основным потребностям человека, помимо физиологических (еда, вода, секс и т.п.) относятся: потребность в безопасности, потребность в привязанности и любви, потребность в признании, потребность в самоактуализации (т.е. стремление в раскрытии собственного потенциала) [11, c. 54].
За счёт развития творческого характера труда создаются возможности для развития и личностного роста самого работника, удовлетворения его высших потребностей.
На выбор профессии влияют следующие основные характеристики профессиональной деятельности:
содержание (соответствие интересам и способностям, творческий характер труда, возможность самореализации);
общественная значимость профессиональной деятельности, которая определяется степенью полезности индивидуумам и обществу;
общественное признание профессии, её социальный статус;
социально-экономические и морально-психологические условия труда и т.д. [10, c. 12]
На практике профессии, которая бы удовлетворяла всем потребностям человека, не существует. Поэтому каждый индивид вынужден определять свои приоритеты и выбирать жизненный путь, исходя из них. При этом нередко преобладает точка зрения, побуждающая превращать своё рабочее место в средство удовлетворения материальных потребностей. Между тем, главная социальная потребность личности – это наличие такой работы, благодаря которой человек может развивать и реализовывать свой творческий потенциал. В условиях, когда индивид вынужден в рабочее время использовать только малую часть своего потенциала, у него со временем возникает психологическое отвращение к своей работе, что влияет не только на качество её выполнения, но и на качество жизни самого человека.
Творческий характер работы – это не только поиск и нахождение нового, ранее неизведанного, неизвестного. Он заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности, а, следовательно, может быть раскрыт как процесс развёртывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил работника.
Наука рассматривает потребность в самореализации как основную потребность личности (А.Маслоу, К.Роджерс), проявляющуюся в стремлении к непрерывной реализации её потенциала, способностей и талантов, к выявлению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения [6, c. 125].
Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют условия эффективности любой профессиональной деятельности, но, к сожалению, именно в производственной деятельности, прежде всего, непосредственно в цехах они не стали нормой, без которой данная деятельность не может осуществляться полноценно. При этом необходимо отталкиваться от того, что никакая человеческая деятельность сама по себе не порождает ценностное по своей сути креативное отношение человека к миру и к самому себе. Напротив, это отношение является условием творческой деятельности в труде.
Самореализация работника может осуществляться либо прогрессивным путём, направленным на творчество, на созидание себя, саморазвитие; либо регрессивным, который ведёт к самоуспокоенности, к иллюзии непогрешимости своего опыта, отсутствию стремления двигаться вперёд.
Какой путь самореализации изберёт работник, зависит не только от его профессиональной позиции и установок, направленности его личности, но и от существующей на предприятии системы мотивации и организации труда.
Для того, чтобы труд приобрёл творческий характер, в нём должны сочетаться:
а) заинтересованность, увлечённость трудом;
б) чувство долга, ответственности перед обществом.
Творческий характер деятельности создаёт предпосылки для удовлетворения морально-психологической потребности работника в достижении успеха, профессионально-личностном росте, который измеряется не столько движением по карьерной лестнице, но и достижением высшего уровня мастерства и жизненной мудрости, то есть реализацией своего человеческого предназначения [9, c. 15].

Заключение и вывод


В результате проведённого исследования было установлено следующее:
1. Творческий характер труда понимается как созидательный труд, выступающий в единстве двух находящихся в диалектическом противоречии процессов: процесса репродуктивности, т.е. повторения установленных стандартов, образцов, и процесса продуктивности, т.е. создания нового (новых приёмов работы, конструктивных и технологических решений, обширной сферы рационализаторства и изобретательства).
2. Развитие творческого характера труда заключается в том, что это создаёт возможности для развития и личностного роста самого работника, удовлетворения его собственных базовых потребностей.
3. Обеспечение заинтересованности работника в труде, в его результатах, повышении эффективности труда достигается с помощью построения эффективной системы мотивации персонала.
4. Основным видом стимулирования является материальное. Этот вид стимулирования состоит из материально-денежного и материально-неденежного, к которому относится часть социальных стимулов. Нематериальное стимулирование содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. Наиболее развитой и широко применяющейся подсистемой нематериального стимулирования работников является моральное стимулирование.
5. Деятельность исследуемого предприятия ОАО «Свердловский ПРМЗ «Ремпутьмаш»» основывается на стратегии развития. Стратегическая цель предприятия определена как «обеспечение потребности ОАО «РЖД» в путевой технике, запасных частях и иной продукции для капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути, повышение эффективности работы железнодорожного транспорта при устойчивом развитии производства…».
6. На предприятии существует «Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников», которое не фиксирует твёрдую зависимость между результатами труда и его оплатой и позволяет достаточно широко трактовать понятие премии.
7. Поиски резервов творчества на предприятии не продвигается далее борьбы за укрепление дисциплины, повышения персональной ответственности и производных от них качеств. До настоящего времени здесь отсутствует научно выверенный механизм развития и реализации творческого потенциала работников. Система общей мотивации к труду недостаточно нацеливает рабочих на рост творческих функций. Она сориентирована лишь на увеличение количественных показателей.
Таким образом, цель настоящей работы достигнута, задачи решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ