«Трансформация образа женщины в 1920-е годы на примере журналов «Работница»

Цели и задачи

Цель работы: изучить трансформацию образа советской женщины в 1920-е годы на примере материалов журнала «Работница».

Введение и актуальность


В отечественной, как, впрочем, и зарубежной исследовательской литературе, журналистика не была подвергнута специальному изучению современными аналитиками, в контексте развития политической традиции. Как уже отмечалось, эта традиция является выражением политической культуры общества, и если мы подходим к этому явлению с более высокой степенью научной абстракции, то к культуре в целом[5, с.90]. Следование такому подходу предполагает изучение понятий «культура», «культурная традиция».
Содержание более 30 газетных публикаций было тщательно изучено в разные времена. Среди них «Правда», «Известия», «Беднота», «Красная газета», «Крестьянская газета», «Гудок», «Комсомольская правда», «Литературная газета», и региональные издания - «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск» и многие другие. Выбор печатных средств массовой информации по различным предметам и тематике определялся особенностями читательской аудитории, сложившейся в нашей стране в советское время.
Среди них также следующие издания: «Большевик» (с 1952 года - «Коммунист»), «Партийная жизнь»; литературные и художественные - «Литературный вестник», «Пламя», «Творчество», «Пролетарская культура», «Кузница», «Красный Новый», «В посту», «Сибирские огни», «Новый мир», «Октябрь» Другой; экономические издания - «Экономическое возрождение», «Мысль»; антирелигиозные - Атеист, «Безбожник», «Безбожник у станка». Кроме того, интерес вызвали массовые журналы - «Огонек», «Красная Нива», «Рост», «Экран», специализированные женские издания однотипные - «Работница», «Крестьянка», сатирические журналы - «Гильотина», «Соловей», «Красный дьявол», «Крокодил», сельскохозяйственные - «Страда», «Лицо деревни», детский журнал « Мурзилка »и многие другие[12, с.70].

Заключение и вывод


Средства массовой информации (СМИ) создают и распространяют знания об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуя в процессе формирования социальной реальности.
Наряду с этим, важная роль СМИ определяется их способностью быстро реагировать на текущие события и процессы, создавать и транслировать идеи, ценности и идеи в обществе. Представления о мужественности и женственности также создаются с помощью средств массовой информации. Именно средства массовой информации предоставляют нормативные гендерные образцы, которые затем распространяются и воспроизводятся людьми в повседневной жизни.
Основным источником материала для исследования стали массовые женские советские журналы. В целом, журналы как культурный феномен являются одним из способов представления социальной реальности и тех культурных и идеологических ценностей, которые составляют семантическую основу данного исторического периода.
Для подготовки исследования, в данной курсовой работе, журнал «Рабочий» использовался в качестве массового источника, посвященного женским образам в 12920-х годах.
Журнал «Работница» был издан в 1914 году как редакция газеты «Правда», он имеет ярко выраженный идеологический характер , поскольку он изначально был создан для того, чтобы донести идеи пролетарской революции до широких женских масс.
Образ работницы в журнале приводится путем перечисления основных общественных «дел», которыми она занимается.
Таким образом, журнал представляет четыре образа женщин. Были проанализированы три основных изображения с 1920 годов: домохозяйка, женщина увлеченная кулинарией, жена и мать в одном лице, а также работающая женщина.
Первое, что привлекает внимание, - это ограниченное число ролей и образов, в которых представлены женщины, хотя это неудивительно, поскольку известно, что в советском идеологическом дискурсе было два основных иконографических изображения: работница и мать. Они мало чем отличаются друг от друга, у каждого есть работа и семья, для каждой работы в первую очередь. Все эти образы очень похожи, трудно выделить какую-то индивидуальность, нет четкого изображения внешности, которая бы выделяла ту или иную женщину.
Поэтому на данном этапе исторического развития очень сложно говорить о женщине-личности. Нет сомнений, что она получила определенные равные права с мужчиной: на равный труд, свободу выбора профессии. Но в то же время его очень трудно изолировать; она, как мужчина, работает в тяжелой промышленности, иногда на очень неподходящей работе, не щадя своего здоровья.
У нее нет времени для себя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ