Трансформация институциональной структуры: роль государства и эволюционных механизмов

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть и изучить трансформацию институциональных преобразований государства.

Введение и актуальность


Можно выделить два типа институциональных изменений: эндогенные и экзогенные. Эндогенными являются такие трансформации институциональной структуры экономики, которые осуществляются путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов. Экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными и чаще всего проявляются при импорте институтов.
Импорт институтов возможен только тогда, когда вектор развития имеющихся «отечественных» институтов совпадает или, по крайней мере, не противоречит требованиям сознательно внедряемых институтов. Экзогенные институциональные изменения осуществляются и в том случае, когда институты конструируются на основании мыслительных конструкций, идеологий и теоретических построений, которые нигде не существовали на практике. Примером этому может служить конструирование нового общества и новой экономики после Октябрьской революции в России 1917 года.
Функционирование институтов определяется родом их деятельности. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.
Рассмотрим концепции институциональных изменений.

Заключение и вывод


Подведем итог по всей работе и ответим на задачи, поставленные вначале.
Государство - политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Рассмотрены основные признаки государства, к ним относятся:
Территориальная организация;
Публичная (государственная) власть;
Государственный суверенитет;
Неразрывная связь государства и права;
Система налогообложения.
Определена типология и форма российского государства.
На уровне государств стали приниматься основные политические и экономические решения, затрагивающие производство, распределение и использование различных ресурсов, определялись основные направления и инструменты экономической политики, что позволило на протяжении довольно таки длительного времени поддерживать баланс между экономически эффективным и относительно социально справедливым развитием общества.
Экономические кризисы периодически повторялись, но они были уже не столь разрушительными и продолжительными как кризис 1929-1933 года. После второй мировой войны позиции кейнсианства упрочились, однако это не было итогом планового и прямолинейного процесса. С одной стороны существовали страны, являющиеся колыбелью «кейнсианской революции» – это в первую очередь Великобритания и США, а с другой стороны, – страны, в которых учение Кейнса использовалось лишь частично, да и то в весьма своеобразном и модифицированном виде.
Например, в ФРГ после войны официальной экономической доктриной стал неолиберализм. Были и теоретические попытки обосновать неправильность кейнсианских выводов о необходимости государственного регулирования экономики. В частности с критикой кейнсианских методов воздействия на экономику выступил представитель неоконсерватизма М. Фридмен. Фридмен, являясь защитником рыночной системы, считал ее наиболее устойчивой и жизнеспособной, и был сторонником минимизации экономических функций государства. По мнению Фридмена, правительство необходимо как форум для определения «правил игры» и как арбитр, толкующий установленные правила и обеспечивающий их соблюдение. Рынок резко сужает круг вопросов, которые нужно решать политическими средствами, и сводит к минимуму необходимость прямого правительственного участия в игре.
Сфера деятельности государства в экономике ограничивается Фридменом – регулированием количества денег в обращении, борьбой с естественными монополиями, отдельными несовершенствами рынка или же социальной помощью в вопросах, касающихся детей и недееспособных членов общества.
Последний мировой экономический кризис наглядно показал, что успешное социально-экономическое развитие любой страны возможно только при достаточно активной государственной экономической политике, учитывающей внешние и внутренние условия общественного производства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ