Трансформация и упадок художественных школ эпохи Юань в период ранней Мин(Хуатинская Школа,Школа Чжэ,Юаньти,Ум

Цели и задачи

Цель данной работы – выявить изменения и рассмотреть период упадка художественных школ эпохи Юань.

Введение и актуальность


Критик Дун Цичан (1555–1636 гг.), сам писавший пейзажи, отмечал в произведениях этой школы прямую связь с тем, что он называл южной школой, начало которой в Танскую эпоху было положено Ван Вэем. В произведениях этой школы выражались собственные чувства художника и проявлялось владение техникой живописи образованной элитой, для которой живопись была не более чем признаком хорошего тона.
Произведение приобретало особо важное значение, когда художник, его друзья или знатоки писали на свитках поэтические и хвалебные тексты. Союз живописи, каллиграфии и художественной литературы стал абсолютной нормой, что сделало продолжение этой традиции достоянием узкого круга интеллектуальной элиты.
Однако к XVII в. менее талантливые любители, а также профессионалы смогли приобщиться к традиционному художественному арсеналу форм благодаря техническим пособиям типа «Трактат о живописи из сада горчичных зерен», первые экземпляры которого с цветными иллюстрациями, напечатанными с деревянных досок, появились в 1679 г. Самая ранняя книга с цветными отпечатками, – монография о палочках для туши, – была опубликована в 1603 г.[26]
К числу крупных художников эпохи Мин, которые не вписывались в рамки школ Чжэ или У, принадлежали Тан Инь (1470–1523 гг.) и Чю Ин (работал ок. 1520–1560 гг.). Редкие пейзажи первого (который делил свое время между мастерской и винными лавочками Сучжоу) представляют собой смесь монументальности Северной Сун и интимности Южной Сун. Чю Ин, скромный профессионал, примечателен своими пейзажами, дворцовыми и домашними сценами, написанными на шелке и исключительно утонченными по цветовому решению.
Он приобрел огромную популярность и породил множество имитаций, подписанных его именем. Кроме этих шести художников было много других талантливых живописцев, особенно до 1550 г.; среди них – пейзажист Чу Дуань (работал ок. 1506–1521 гг.), Ся Чан, рисовавший бамбук, и Чэнь Даофу, который специализировался на изображении цветов в «бескостной» манере («могу хуа»), цветовыми пятнами без контура тушью.[12]
Таким образом, одной из главных иносказательных тем юаньской живописи становится изображение бамбука, олицетворяющее собой несгибаемого духом, стойкого перед невзгодами, благородного ученого. Во время правления монголов этот образ получил значение более широкое: он стал символом несгибаемости духа порабощенного захватчиками народа, сохраняющего свои национальные духовные ценности, истребить которые нельзя.

Заключение и вывод


На протяжении эпохи Средневековья художественная жизнь Китая достигла высокого расцвета. Сложившееся на базе высокоразвитой цивилизации искусство той поры охватывало самые разнообразные стороны жизни: воплощало в красоте и совершенстве архитектурных ансамблей, тонком очаровании пейзажных композиций, изысканности изделий декоративных ремесел гуманистическую направленность идеалов своего времени. Искусство Китая, будучи уникальным за счет развитой и сильной художественной традиции, служило также образцом для ряда сопредельных стран.
Естественно, что пейзажная живопись не исчерпывала всего многообразия тем и образов китайского средневекового искусства. В поисках наиболее всеобъемлющего выражения представлений человека о мире разные поколения на разных этапах обращались к эстетическим возможностям пластики, каллиграфии и живописи в ее многочисленных аспектах.[7]
Во времена династии Мин китайская живопись развивалась из достижений более ранних династий Сун и Юань.
При династии Юань (1279–1368 гг.) художники практиковались с относительной свободой, культивируя более «индивидуалистический» и новаторский подход к искусству, заметно отличающийся от более поверхностного стиля мастеров Сун, которые предшествовали им.
Во времена династии Мина китайская живопись значительно развивалась благодаря достижениям более ранних династий – династии Сун и династии Юань. Техника живописи, которая была изобретена и развита до периода династии Мин, стала в те времена классической.
Во времена династии Мин в живописи использовалось больше цветов.
Живопись династии Юань по-прежнему сильно влияла на раннюю эпоху Мин, но также росли и новые школы живописи. В частности, школа Чжэ и школа Юаньти были доминирующими школами в начале периода династии Мин.
Школа Юаньти была организована и поддержана центральным правительством Мин, чтобы служить королевскому двору. Обе эти новые школы находились под сильным влиянием традиций Академии живописи Южной Сун и юаньских ученых-художников. [8]
Классическая школа Чжэ и школа Юаньти начали приходить в упадок в период середины Мин. Между тем, школа Ву (иногда называемая Умень) стала самой доминирующей школой в стране. Ее формирование приписывают художнику Шэнь Чжоу, который известен тем, что использовал мазки в традиции мастеров династии Юань.
В этот период Сучжоу, центр деятельности художников школы У, стал крупнейшим центром китайской живописи. Эти художники, в основном, унаследовали стиль живописи ученых-художников династии Юань и развили его до своего пика. Художники Тан Инь, Вэнь Чжэнмин, Шэнь Чжоу и Цю Ин считались «четырьмя мастерами» периода Мин.
Художники школы Чже обеспечивали связь поколений, предпочитая придерживаться стилей старых мастеров, но наступление новой эпохи Мин требовало новых стилистических решений. Прелюдией к созданию нового стиля пейзажа стали пейзажи художника, писавшего на закате эпохи Юань.
В более поздний периода династии Мин, уже ближе к её концу, на базе идей пейзажной школы У выросла новая, так называемая «Хуатинская школа» (по названию города в южном Китае, который сейчас является районом Шанхая). Основной фигурой этой школы является известный пейзажист и художественный критик эпохи Мин – Дун Цичан.
Периоды царствования династий Юань и Мин, совпавшие с эпохой позднего китайского средневековья, знаменуют его разные этапы. Созданные тогда произведения искусства, «цементируя» материальный пласт китайской культуры, естественным образом заключают в себе черты как сходства, так и различия. Так, культовое искусство, вдохновлённое идеями учений ваджраяны, обозначив этический и эстетический выбор монголов, оказало многоплановое влияние на китайскую культуру этого и последующего периодов.
В искусстве и ремесле периода Мин можно заметить фильтрацию, усвоение и качественное изменение многих обретений монгольской эпохи. При этом в условиях возросшего торгового и культурного обмена государства Мин с Западной Европой были почерпнуты новые творческие импульсы, преобразование которых в интегральную часть китайского искусства стало делом недалёкого будущего.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ