теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования экскурсий при формировании краеведческих представлений у младших школьников

Цели и задачи

Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования экскурсий при формировании краеведческих представлений у младших школьников.

Введение и актуальность


Программа площадки разработана при содействии педагогов автономной некоммерческой организацией «Логос», инструкторов Детского молодёжного экологического движения «Зеленый дозор» и экспедиционного отряда «Глобус». Целевая аудитория - школьники, учащиеся, студенты средне-специальных и высших учебных заведений.
Новизна данной образовательной программы заключается в приоритетности системно-деятельностного подхода в образовании.
На основании положений нами разработана и апробирована программа, в основе которой, положена идея о взаимодействии общего и дополнительного образования, которая нашла практическое воплощение в деятельности Детского молодежного экологического движения «Зеленый дозор» и экспедиционного отряда «Глобус».
В предлагаемой программе нами впервые дано комплексное представление о поселении народа манси (Ушма), как об экскурсионном объекте, изучение и исследование которого направлено на формирование экологического сознания учащихся, через изучение экологичности культуры манси экосистем Северного Урала.
Актуальность данной методической разработки.
Культура народа манси, нравы, обычаи, верования являются самобытными. Манси, как и другие малочисленные народы Севера, не смотря на трансформации, происходящие в взаимодействии человека и окружающей среды, сумели сохранить сбалансированное отношение с природой. Изучение и природосберегающей культуры, направленной на сохранение равновесия «человек - природа», дает возможность расширить мировоззрение подрастающего поколения не утратившими своей силы нравственными и духовными ценностями, отточенным до мелочей способам выживания людей в условиях севера. Программа построена с учетом вариативности содержания. Руководитель площадки может изменять содержание модулей, дополнять практические занятия новыми приемами в соответствии с потребностями учащихся, с учетом возраста участников и погодных условий.
Цель: создать образовательную среду, в которой через интеграцию дополнительного образования, теории и практики, знаний, полученных из учебников и знаний, полученных от общения с природой «вживую» формируется экологическое сознание учащихся.
Задачи:
Образовательные:
Интегрировать полученные теоретические знания в процессе изучения учащимися биологии, географии, экологии с практическими знаниями, полученными в ходе работы площадки.
Углублять и расширить эколого-краеведческие, биологические, географические знания.
Познакомить учащихся с элементами природоохранной деятельности народа манси, экосистемами Северного Урала.
Выявить антропогенное влияние не контролируемого туристического потока на состояние экосистем Северного Урала.
Закрепить фенологические навыки, умение ориентироваться на местности, читать карту, прокладывать маршруты.
Ознакомить учащихся с методикой проектной деятельности.
Воспитательные:
Подготовить учащихся к адаптации в будущей жизни.
Развивать коммуникативные навыки: общение в группе, проведение совместного группового исследование, навыки общежития.
Формировать у детей и взрослых опыт выживания в экстремальной ситуации в условиях тайги.
Прививать любовь к родному краю, к малой родине.
Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям народа манси.
Развивать опыт бережного отношение к природным богатствам родного края.
Прививать навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
Развивать исследовательские навыки.
Совершенствовать навыки проведения исследовательской деятельности.
Формировать умения работы с дополнительной литературой, создавать презентацию на заданную тему, делать самостоятельно выводы.
Занятия на учебной площадке проводятся ежегодно с мая по август. В дальнейшем планируется круглогодичная работа площадки.
Минимальный срок пребывания учащихся на базе учебной площадки составляет 3 суток, максимальный 7 суток. Занятия проводятся в соответствии с планом работы, с учетом индивидуальных потребностей учащихся и погодных условий.
Виды учебно-исследовательской деятельности: исследовательская, экскурсионная, экспериментальная, беседы в кругу, опрос местного населения, творческая мастерская, наблюдение и анализ, игровая деятельность.
Большая часть времени отводиться на проведение экскурсионных занятий. В ходе такой работы участники получают практические знания и навыки, собирают материал, который впоследствии будет обработан и представлен в виде исследовательских проектов. На экскурсии учащимся предлагается в полевых условиях провести наблюдение (за животными, влиянием погодных условий на жизнь насекомых, изменением самочувствия человека в различных условиях), предоставляется возможность повести эксперимент и измерения (замеры температуры воды, воздуха, измерение радиоактивного фона и т. д.)
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности
Групповая (работа с группой)
Индивидуальная (проведение с ребенком индивидуальных замеров, наблюдений, бесед).
Формы организации воспитательного процесса
Познавательная (организация кругового и меридиального движения в районе работы площадки, с целью ознакомления и изучения участников с изучаемыми объектами).
Работа детского самоуправления (выбор ответственных за определенные поручения – фотографы, экологи, краеведы, дежурство, работа инструкторского состава).
Взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).
Индивидуальная работа (беседы, составление индивидуального плана работы по выбранному направлению участника, коррекция поведения).
Общее количество учебных часов – 42 часа при 7 дневной работе учебной площадке.
Первый модуль – «Веками данная - мудрость народная» - направлен на знакомство участников с традиционной культурой народа манси (верования, святые места, устное творчество, берестяная посуда, народная одежда, узоры, территориальная организация пространства).
Второй модуль – «Лозьва – голубая вода» - направлен на развитие экологических знаний, формирование у учащихся экологического сознания, знакомство учащихся с флорой и фауной северной тайги, с памятником природы Ушминские скалы, прохождением по экологической тропе, сплав по реке Лозьва от п. Тресколья до п. Ушма. Проведение фенологических наблюдений.
Третий модуль – «Занимательное ориентирование» направлен на закрепление топографических навыков, полученных в ходе изучения курса географии. Формирования умений безопасного выживания в условиях северной тайги.
Четвертый модуль – «Там, на неведомых дорожках» - визуальное знакомство с пещерами, расположенными по реке Лозьва, карстовые формы рельефа, происхождение пещер, пещеры в легендах и сказках манси.

Заключение и вывод

Сложившаяся экологическая ситуация в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим возникает проблема знаний об окружающей среде у нынешнего и будущего поколения. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения.
Проделанная работа привела к следующим выводам: ознакомление с окружающим миром – приоритетное направление в работе школы, имеющее конечной целью формирование краеведческих представлений у младшего школьника. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по ознакомлению с местностью младших школьников не ведется. Поэтому целью данного исследования стала разработка программы по экологическому воспитанию младших школьников, проводимая на уроке и во внеурочное время, которая позволила полнее реализовать возможности развития экологической культуры школьников.
При проведении эксперимента в рамках внеклассных занятий и на уроках не только повысился уровень краеведческих знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся по отношению к окружающему миру.
Подготовка работы убедила в значительной важности формирования краеведческих представлений младших школьников, направленное на повышение экологической культуры и интереса к окружающей среде. Создание учебных экскурсий способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на экскурсиях, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На экскурсиях обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природоиспользованием. Именно на экскурсиях постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на экскурсиях помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду.
Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Создание учебных экскурсий помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на экскурсиях, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на экскурсиях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ